Время новостей
     N°88, 21 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.05.2002
Договор дороже денег
Болгария не хочет российских чартеров
Болгария отказалась разрешить российским чартерным авиакомпаниям выполнение запланированных на лето туристических программ. Государственная служба гражданской авиации России (ГСГА) подтвердила вчера, что ею получена телеграмма соответствующего содержания от болгарской авиационной администрации. Более подробно чиновники ГСГА комментировать ситуацию пока не хотят.

Демарш болгарской стороны направлен на защиту интересов компаний, имеющих статус регулярных перевозчиков между Болгарией и Россией, прежде всего флагмана национальной гражданской авиации Balkan Airlines. В чартерном секторе на этом маршруте работают исключительно российские авиаторы. Впрочем, и в сегменте регулярных рейсов доминируют российские компании: «Аэрофлот» и «Авиаэкспресскруиз». Вчера «Авиаэкспресскруиз» активно поддержал действия болгарской стороны, а «Аэрофлот» занял нейтральную позицию. Представители семи «отвергнутых» болгарами чартерных компаний выжидают в надежде, что проблема рассосется сама собой.

Список из семи компаний, допущенных для выполнения чартерных рейсов этого сезона в Болгарию, ГСГА сформировала в апреле (т.е. довольно поздно по стандартам мирового туристического бизнеса -- за рубежом подобные вопросы принято решать не позднее ноября--декабря предшествующего года). В список попали "Авиалинии 400", "Ист-Лайн", "Кавминводыавиа", "Красноярские авиалинии", "Пулково", "Сибирь", ГТК "Россия". Ожидалось, что болгарская сторона примет предложенный перечень целиком, как это было в прошлом сезоне, когда на Болгарию работало еще больше российских «чартерников» -- десять.

Но на прошлой неделе авиационная администрация Болгарии отказалась пойти российским коллегам навстречу, сославшись на пункт межправительственного соглашения о воздушном сообщении, которым допуск чартеров на болгарско-российском направлении возможен только по согласованию с регулярными перевозчиками. В прошлом году про этот пункт как-то никто не вспомнил.

Межправительственное соглашение предусматривает четыре регулярных (назначенных) авиаперевозчика между нашими странами, из которых реально зимой и весной 2002 года летали лишь два. «Аэрофлот» соединяет Москву с Софией, а «Авиаэкспресскруиз» -- с Бургасом и Варной. Болгарские коллеги из компаний Balkan Airlines и Hemus Air не находят российское направление рентабельным. Во всяком случае, в зимний сезон. Но летний туристический пик все меняет. По неофициальным данным, как минимум Balkan этим летом хотелось бы поработать «на Россию». Сокращение числа российских конкурентов сильно облегчило бы ему эту задачу.

Интересно, что «Авиаэкспресскруиз» смотрит на дело точно под тем же углом. Гендиректор компании Александр Безникин поделился с корреспондентом газеты «Время новостей» мнением, что чартерные перевозчики на болгарском направлении совсем не нужны, так как весь объем перевозок могут выполнить регулярные компании. Максимум, что г-н Безникин готов отдать «чартерникам», -- пару рейсов в неделю на всех, под контролем и с разрешения «регулярщиков». Сейчас каждая из семи «подвисших» компаний-кандидатов запланировала себе не менее двух еженедельных рейсов.

«Аэрофлот» занимает менее агрессивную позицию. «Компания следит за развитием событий и намерена выполнять те решения, которые примут законные авиационные власти двух стран», -- сказали корреспонденту газеты «Время новостей» в пресс-службе национального перевозчика. Возможно, спокойствие этой фирмы отчасти продиктовано тем, что она не летает на черноморское побережье Болгарии, следовательно, ее бизнес в этой стране менее связан с туризмом.

Компания «Ист-Лайн», которой вместе с шестью другими Болгария не дает пока «добро», высказалась в успокоительном ключе: ничего страшного не происходит, проблема разрешится в рабочем порядке, как не раз уже бывало.

Замминистра транспорта России Павел Рожков, курирующий переговоры с болгарами, вчера не был доступен для комментариев.

Михаил КУКУШКИН