Время новостей
     N°94, 02 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2009
Вспомнил всех поименно
Владимир Путин уличил министров в неисполнении решений правительства
Когда речь идет о контрабанде или коррупции, премьер Владимир Путин готов решить проблему одним глаголом: «Посадим!» Когда заговаривают о кадрах, тут г-н Путин вроде перестает рубить с плеча. Однако вчера премьер несколько отошел от продекларированных им принципов деликатной кадровой политики. И на очередном заседании президиума правительства не на словах, а на пальцах объяснил членам кабинета, что его кадровый подход имеет жесткие правила, шутить с которыми не стоит.

Одно из них министры должны исполнять -- то, чего от них требует начальник, в срок и на сто процентов. Глава кабинета едва сдерживался, чтобы не раздать «строгачей» или даже «выходных пособий» тем министрам, которые до сих пор в рамках антикризисного плана не довели деньги до реального сектора. Первым под горячую руку попали вице-премьер Сергей Иванов, министр обороны Анатолий Сердюков (все еще отсутствующий) и глава Генштаба Николай Макаров. «Я разговаривал с директорами предприятий оборонного комплекса. С ними никто не заключает обещанных контрактов. Сергей Борисович, почему все так медленно?» -- спросил премьер, подразумевая, что деньги, возможно, уходят куда-то, но явно не в «красную армию». Г-н Иванов ответил очень округло: мол, недостатки есть, но финансирование гособоронзаказа уже прошло на 43%. (До этого вице-премьер обещал то к марту заключить все контракты, то рапортовал премьеру, что ОПК профинансирован на 66%.)

Премьер заподозрил что-то неладное в рапортах подчиненных: «Я не знаю, какие у вас там проценты! Директора говорят, что денег нет! И все делается очень медленно. Передайте министру (обороны. -- Ред.) -- надо ускорить!»

Следующими «пострадавшими» оказались министр промышленности и торговли Виктор Христенко и мимоходом вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин «Виктор Борисович, -- премьер опять говорил напряженным голосом, -- уже два месяца, как приняты все решения по «АвтоВАЗу». Мы же договорились, что деньги сразу будут переданы. Где?» Г-н Христенко долго объяснял про необходимые изменения в бюджет, связанные, видимо, с какими-то немыслимыми трудностями для правительства Путина при единовластии в Думе возглавляемой тем же премьером «Единой России». «Ведь было принято беспрецедентное решение о помощи одному предприятию», -- привел последний аргумент в пользу масштабности задачи и долгих сроков его исполнения г-н Христенко. Дальше он заговорил как заклинатель про волшебство решения: это беспроцентный заем на три года, да еще действительно с впечатляющий цифрой -- 85 млрд руб. Это только одному предприятию!

«Но когда? Решения уже подписаны», -- требовал премьер отчета по существу. «Как только Минфин перечислит деньги», -- «списал» проблему на плечи коллеги г-н Христенко, вдруг почувствовавший по кадровой линии резкий кислородный голод.

Г-н Кудрин даже несколько растерялся. То, что его каждый день ругают президенты разных стран и народов, включая отечественного, он терпел, как мог. Но чтобы свои коллеги... «Деньги уйдут в любой момент, как только министерство (г-на Христенко.-- Ред.) представит документы!» -- драматически заявил министр финансов. И добавил, глядя на премьера: «Как только подписано распоряжение и министерством представлены соответствующие документы -- в тот же день».

Вообще рабочий тандем Путина и Кудрина давно напоминает всем наблюдателям игру в доброго и злого следователя. Недавние переговоры с Белоруссией лишнее тому подтверждение. Пока Владимир Путин долго переспрашивал партнеров о «беспрецедентном экономическом чуде роста ВВП», его министр финансов рассказал всю правду о «солнечном зайчике» страны Лукашенко. И вчера, несмотря на якобы премьерские просьбы быть умеренным пессимистом в отношении соседа, г-н Кудрин не пожалел правды. Он прямо сказал, что правительство Белоруссии к критике не готово. «В выступлениях Лукашенко был один момент: если те, кто желает помогать Республике Беларусь и желает сбалансированной и стабильной экономики, приравниваются к оппозиции, то я тогда не понимаю, что же нужно Республике Беларусь», -- развел руками главный финансист России. И снова без особого стеснения дал понять, что очередной транш в 500 млн долл. партнер получит лишь при выполнении определенных условий -- антикризисных, жестких, соответствующих международным стандартам, включая требования МВФ.

Но самым ярким ньюсмейкером в правительстве вчера по обыкновению остался Владимир Путин. Он взял свои медиабаллы на, кажется, провальной с точки зрения интереса прессы и общества теме «легенькой промышленности», как говорил известный «киношный» персонаж. Премьер сообщил, что контрабанда и контрафакт на этом рынке нынче достигает 40%.

«И борьба вроде бы ведется, -- констатировал г-н Путин. -- И что? Результатов мало. А результат -- это посадки в тюрьму». «Где посадки?!» -- премьер огляделся, все сидели смирно. «Я несколько лет назад практически разогнал все руководство таможни. Ну и что?! Каналы как работали, так и работают. На одном из рынков товары как стояли на миллиарды рублей (премьер не стал называть рынок, хотя все поняли, что речь о Черкизовском рынке Москвы. -- Ред.), так и стоят. А хозяев нет».

«Все как было, так и осталось», -- заключил Владимир Путин. И «нажал» на сей раз на нерадивость силовиков. Он прямо перечислил руководителей МВД, ФСБ и все той же злополучной таможни, практически указав на их безответственность. Буквально послав им свой новый кадровый «привет».

Вера КУЗНЕЦОВА