Время новостей
     N°85, 16 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.05.2002
Красота по-американски
Ювелирное дело на службе мира и прогресса
Открытие выставки американского ювелира Лисы Вершбоу в Музее декоративно-прикладного искусства на Делегатской отличалось от обычного музейного вернисажа как день от ночи. В толпе мелькали знакомые лица политиков, модельеров, актеров -- в общем, редкой для подобных мероприятий публики. Их присутствие живо напоминало о том, что госпожа Вершбоу не только ювелир, но и жена Чрезвычайного и Полномочного Посла США в России Александра Вершбоу, который, конечно, присутствовал тут же, радовался успеху жены и с нескрываемым удовольствием принимал поздравления. Происходящее напоминало дипломатический прием, а никак не вернисаж. Возможно, именно из-за общей чинности обстановки показалось, что выставленные в витринах экспонаты выглядят почти революционно.

Часы, броши, браслеты решительно разрушали стереотипы прослойки российского общества, смело именующей себя элитой. Прозрачная пластмасса, блеск дешевого металла, яркие цвета, смелые формы -- украшения, изготовленные Лисой Вершбоу, выглядят почти вызывающе для «светского раута» по-русски. Ведь речь идет не о «фенечках», которые носят подростки и отвязанные хиппи, а об украшениях настоящей леди, скованной не финансовыми возможностями, а неписаными правилами этикета. Именно в традициях дамских украшений четко проявилось различие наших культур. Ювелирное искусство в России «на высшем уровне» все еще представляется делом чрезвычайно пафосным и экстремально дорогим. Не то чтобы более дешевые, но яркие и странные украшения позволяют себе только дамы богемные и экстравагантные. Призрак поставщика Императорского двора Фаберже все еще витает над Россией, упорно сопровождая ее образ «для заграничного использования». Лисы Вершбоу он тоже коснулся, но легким крылом. Она выразила «свое почтение Фаберже» привычным языком, в котором просто не существует сияния бриллиантов и блеска золота. Для почтения оказалось довольно и железа с яркой пластмассой да фотографии в придачу.

Ювелирное искусство для госпожи Вершбоу не счастливое увлечение дилетанта. До того как стать женой дипломата, Лиса училась на мастера золотых и серебряных дел, преподавала искусство работы по металлу. Она была одним из учредителей и даже возглавляла в течение нескольких лет Вашингтонскую гильдию ювелиров. Год назад, сразу после приезда в Москву, Лиса Вершбоу устроила мастерскую в гараже посольской резиденции, как не раз делала это в других городах, куда забрасывала ее служба мужа.

Лиса не была в Москве больше двадцати лет. Любому, кто еще помнит тот строгий, черно-белый город, понятно, как ошеломила ее яркая новизна хорошо знакомых мест. Новый Арбат, соседствующий с резиденцией посла США, произвел сильное впечатление не только на Лису, но и на всю семью. Переливающиеся ночные краски нового Нового Арбата, его суматошная активность возникали на выставке не только в ювелирных композициях супруги посла, но и в фотографиях Грегори Вершбоу-сына, навестившего зимой родителей. Кроме сумасшедших красок Арбата серию вдохновлял русский авангард, супрематизм и конструктивизм, Кандинский и Малевич. Не обошлось и без традиционных русских сувениров. О матрешках и прочих арбатских достопримечательностях напоминает нарядный набор «Чай вдвоем» (скульптура и брошь).

Александр Вершбоу считает, что ему повезло с женой и ее профессией, которая к тому же не мешает супруге путешествовать вместе с мужем-дипломатом по белу свету. Ювелирное искусство расширяет круг и его знакомств, позволяет лучше узнать культуру страны и просто делает жизнь интереснее, разнообразит рутину трудовых будней. К тому же яркие краски и недорогие материалы только на первый непросвещенный взгляд кажутся несовместимыми с этикетом дипломатических приемов. Брошка собственного изготовления прекрасно смотрелась на традиционном «маленьком черном платье» госпожи Вершбоу, нисколько не разрушая образ дамы, полностью соответствующей высокому статусу жены посла. Прозрачные серьги зелененького цвета, того странного электрического оттенка, который предпочитает молодежь, также были и нарядны, и уместны. Забавно, но совершенно естественно выглядели наборы для официальной мужской одежды -- «серебряный смокинг» и «алюминиевый смокинг», укрепленные на потешных бумажных рубашках. Гнутые металлические и наборные пластмассовые браслеты удобно располагались на горлышках бутылок из-под шампанского.

Элегантность вместо пафоса и фантазия вместо драгоценных материалов не только личная стратегия автора. Лиса Вершбоу делает вещи демократичные, предназначенные для украшения и активного использования. Она считает, что именно в этом направлении развивается ювелирное искусство. По крайней мере американское.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ