Время новостей
     N°94, 02 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2009
Родство помнящие
Завершился международный кинофестиваль «Зеркало»
В Иванове прошел третий международный кинофестиваль «Зеркало», осененный именем Андрея Тарковского. Общеизвестный кризис изрядно потрепал его устроителям нервы, пошарив в карманах оргкомитета, но вынужденная скромность нимало не испортила третье «Зеркало» -- даже наоборот. Собственно говоря, этот фестиваль был придуман два года назад как место встречи серьезного кино с заинтересованной в подобном кино публикой, а такой встрече легкомысленные излишества ни к чему. И отказ от развлечений, которые принято считать верными спутниками всякого фестиваля, тут никакая не катастрофа и даже не беда. Главное, что хватило средств на доставку копий, приглашение журналистов и компактную научную конференцию по творчеству Тарковского.

Извинившись перед композитором и режиссером Алексеем Гарнизовым за то, что в силу понятных причин оно сейчас не может позволить себе его слишком дорогие артуслуги, «Зеркало» устранило существенное противоречие двух предыдущих лет -- между вдумчивой «мелодией» конкурсной программы и «аранжировкой» торжественных церемоний, бесхитростно тяготевших к эстрадному шику. В результате получилось лаконичное открытие, вместившее в себя прощание с Олегом Янковским, и чинное закрытие, на котором жюри во главе с Рустамом Ибрагимбековым огласило свой вердикт. Жаль, что вместе с утратой артдиректора «Зеркало» лишилось и президента: Инна Михайловна Чурикова, приглашенная в Иваново именно господином Гарнизовым, посчитала некорректным продолжать исполнять президентские обязанности в его отсутствие. Оргкомитет, впрочем, хочет думать, что это не уход с поста, а временная пауза, и надежд увидеть Чурикову на следующий год не теряет.

Продолжая обозревать «Зеркало» в лицах, замечу, что ивановская кадровая политика вольно или невольно сообщила фестивалю-2009 намек на оппозиционность. В жюри помимо драматурга Ибрагимбекова трудилась режиссер Лариса Садилова, а среди участников был Павел Финн, написавший сценарий к конкурсному фильму «Подарок Сталину»: все они заметные персоны из недружественного нынешнему руководству Союза кинематографистов лагеря. Ко всему прочему каталог зиял красноречивым отсутствием ритуального приветствия за подписью лидера СК Никиты Михалкова, и сам он тоже не почтил «Зеркало» своим присутствием. Зато не отказался навестить в те же дни Липецк, где квартировал «Золотой витязь» под водительством Николая Бурляева -- его последовательного единомышленника и защитника от злых наветов. Правда, ивановский губернатор Михаил Мень военную тему развивать не стал, заявив, что фестивалю мало дела до внутрисоюзных боев, так как он от СК совершенно не зависит. В то же время господин Мень не скрыл, что в гости на ММКФ его не зовут. А он, надо думать, не возражал бы, так как кинематографу человек не чужой. Мечтает, например, в ближайшем будущем заполучить к себе на фестиваль Квентина Тарантино, а в будущем более отдаленном (уже не в должности губернатора, а на пенсии) всерьез намеревается заняться продюсированием кино.

К тому времени «Зеркало», надо полагать, войдет в зрелый возраст и составит конкуренцию ММКФ. Пока же это совсем молодое начинание без внушительного веса в киномире, что не мешает критику Сергею Лаврентьеву собирать достойную программу. И тут имя великого отечественного режиссера в фестивальном паспорте обещает не коллекцию разнокалиберных фильмов исключительно тарковского эстетического канона, а серьезные художественные намерения любого конкурсанта вне зависимости от его творческого вероисповедания. Последнее справедливо по отношению к каждому из десяти фильмов-соискателей, представлявших Хорватию, Германию, Боснию, Швецию, Великобританию, Францию, Норвегию, Нидерланды, Южную Корею, Швейцарию, Казахстан, Израиль, Польшу, Финляндию, Словению, Македонию и Россию -- персонально и в различных комбинациях.

Имя победителя можно было с большой долей вероятности назвать уже после овации, которую устроил переполненный зал режиссеру Андрею Хржановскому за его «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину». Этот синтетический -- разом игровой, документальный и анимационный -- фильм, о котором газета уже подробно писала, уязвим как всякое интимное высказывание. И неуязвим -- по той же причине. «Сентиментальное путешествие» никакая не биография Иосифа Бродского и даже не вольное предположение Хржановского о Бродском -- это очевидный «амаркорд», и легендарный протагонист тут служит проводником по судьбе и миру самого автора, его ровесника. Конечно же «Сентиментальное путешествие» для Хржановского -- это его «Зеркало». И какие претензии по части вкуса, тона, ритма или по любой другой части тут предъявишь? Жюри и не предъявило, предпочтя заметить и поддержать главное -- нефальшивый поэтический строй, честное достоинство кропотливого труда. Критики и киножурналисты присоединились к этому решению. Лучшим режиссером был признан финн Микка Соини, поставивший ненадрывную драму о старости и одиночестве «Томас». Лучшим актером -- Эмир Хаджихафизбегович, строго и при этом трепетно сыгравший отца в «Армине», лучшей актрисой -- Элси де Брау за роль брошенной жены и несчастливой матери («Между ними»). Наконец, зрительские симпатии достались «Подарку Сталину». В трех последних фильмах сюжет строится как история взросления мальчика: в случае Тарковского тут можно опять вспомнить «Зеркало», а можно -- и это будет точнее -- «Иваново детство», которое хоть и не дало имя фестивалю, но в силу географических обстоятельств вправе считаться его близкой родней.

Дмитрий САВЕЛЬЕВ
//  читайте тему  //  Кино