Время новостей
     N°92, 29 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.05.2009
«Местами странная ночь»
План спасения Opel почти провалился
Судьба немецкого концерна Opel продолжает висеть на волоске. Не договорились основные участники проекта по спасению автопроизводителя -- германские власти, руководство General Motors, итальянский FIAT и австрийско-канадская Magna в консорциуме со Сбербанком и группой ГАЗ.

Еще в среду не оставалось сомнений в том, что будущее Opel решится в результате кризисного саммита у канцлера Ангелы Меркель. Встреча началась позавчера поздно вечером. В ней приняли участие представители всех заинтересованных сторон: немецкие политики, потенциальные инвесторы, представители из-за океана -- топ-менеджеры материнской компании GM, а также вашингтонские правительственные чиновники. Вчера рано утром федеральный министр экономики Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг объявил о прекращении саммита по Opel в связи с «безрезультативностью» и «отсутствием прорыва в достижении консенсуса».

Договориться предстояло об условиях предоставления правительством Германии спасительной соломинки для Opel -- так называемого «переходного финансирования» в виде обещанного госкредита в размере 1,5 млрд долл. Кредит должен был стать основой для модели попечительского управления автопроизводителем. Для этого было бы необходимо отчуждение Opel от GM, пребывающего, по сути, в предбанкротном состоянии.

Между тем канцлер Меркель в последние дни неоднократно заявляла, что возможное соглашение с привлечением бюджетных средств должно прежде всего обеспечить минимальный риск для немецкого налогоплательщика. Однако в результате ночных переговоров г-н цу Гуттенберг объявил прессе, что необходимых гарантий для переходного финансирования добиться не удалось. При этом в таком исходе саммита он обвинил американцев: «Поведение ответственных лиц в General Motors, будь то в Детройте или, к сожалению, Европе, оставляет желать лучшего».

Поведение заокеанских эмиссаров проявилось прежде всего в стремлении в срочном порядке заполучить от правительства Германии дополнительно к выделяемому кредиту в 1,5 млрд евро еще 360 млн евро.

Лишь одними деньгами амбиции американцев, однако, не ограничились: как выяснилось, вашингтонская администрация вообще против предложенной немцами переходной модели -- передачи Opel в попечительское управление. А это, с точки зрения канцлера Меркель, открывает реальную опасность того, что деньги немецких налогоплательщиков, выделенные под спасение Opel, в конце концов окажутся за океаном где-нибудь в финансовых закромах GM.

Для оценки поведения американских представителей во время переговоров в ведомстве канцлера в Берлине, а также за его пределами высокопоставленные немецкие чиновники нашли соответствующие слова, которые и были озвучены вчера на рассвете. Министр экономики Карл-Теодор цу Гуттенберг со свойственной ему дипломатичностью говорил о «местами странной ночи». Премьер-министр федеральной земли Гессен Роланд Кох посчитал позицию американских представителей «неприемлемой и вредной». Известный своими прямолинейными оценками федеральный министр финансов и социал-демократ Пеер Штайнбрюк назвал позицию представителей США «наглостью». В том же ключе прозвучало мнение Клауса Франца, шефа совета предприятия Opel. «GM следовало бы знать, что Европа -- это не казино для любителей рулетки, -- заявил он. -- Американский концерн намерен превратить Opel в разменную карту в покере за собственное банкротство». Американское правительство в отношении Opel, как интерпретировал его позицию Роланд Кох, «хочет заполучить переходное финансирование, а потом посмотреть, как дела пойдут дальше».

Судя по всему, немцы усвоили, что возможное банкротство Opel не слишком волнует GM -- его крупнейшего акционера, а в дискуссиях о будущем автопроизводства в США Opel вообще не играет никакой роли.

Как говорят в Германии, за океаном больше уповают на рыночные стихии: дескать, тот, кто хочет зарабатывать миллиарды, должен быть готов и к оборотной стороне большого бизнеса -- банкротству.

Однако надежда на спасение концерна у Берлина еще остается. Сегодня в ведомстве канцлера ожидается начало нового марафона по спасению Opel -- на сей раз, как говорят наблюдатели, последнего. В преддверии нового саммита его участники, не раскрывая новых инициатив встречи, ругали нынешних хозяев немецкого концерна, но говорили о скором «решении, до которого рукой подать».

Юрий ШПАКОВ, Берлин
//  читайте тему  //  Автопром