Время новостей
     N°91, 28 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2009
РЖД хочет компенсировать кризис
Монополия просит денег у клиентов и бюджета
Правительство одобрило бюджетные поправки, предусматривающие выделение 50 млрд руб. ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в качестве компенсации на сдерживание государством роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Кабинет министров дал Минфину всего сутки на подготовку уточнений к законопроекту «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Как оказалось, одобренная правительством сумма не удовлетворяет всех запросов железнодорожников. РЖД продолжает просить или новых бюджетных вливаний, или разрешения ускорить «индексацию» тарифов.

О принципиальном решении «компенсировать выпадающие доходы РЖД», направив в уставный капитал компании 50 млрд руб., сообщил премьер Владимир Путин еще месяц назад, на совещании по развитию транспорта. «Выпадение доходов» 2009 года у РЖД случилось за счет того, что в среднем в текущем году федеральные власти согласились увеличить грузовые тарифы транспортной монополии на 8 вместо 14%, на которые изначально рассчитывали железнодорожники. Премьер согласился, что предложенная компенсация не покрывает всех потребностей отрасли. На том же апрельском совещании в Санкт-Петербурге он пообещал «обсудить» возможность выделения РЖД дополнительных сумм в виде инвестиционных ресурсов. «В первую очередь на обновление подвижного состава», -- уточнил премьер. Речь шла примерно о 100 млрд рублей.

Как сообщили вчера «Времени новостей» в пресс-службе РЖД, инициированное премьером обсуждение вопроса о 100 млрд инвестиционных рублей пока продолжается. Что же касается «в принципе решенного» вопроса о 50-миллиардном взносе в уставный фонд РЖД, в пресс-службе затруднились спрогнозировать, сколько времени займет утверждение соответствующих поправок парламентариями.

Между тем, не дожидаясь выполнения уже полученных от государства обещаний, железнодорожники высказывают новые просьбы. На состоявшемся во вторник заседании совета Федерального агентства железнодорожного транспорта («Росжелдор») первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов сказал, что его ведомство нуждается в разрешении на дополнительную индексацию тарифов во второй половине 2009 года. По словам г-на Морозова, с 1 июля тариф следует повысить на 7,6%, а не на 5,7%, как разрешила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Согласно графику ФАС, индексация осуществляется в два этапа, и на второе полугодие приходится 5,6% из общей годовой суммы в 14%. Альтернативой индексации, отметил г-н Морозов, могла бы стать дополнительная компенсация в 29,6 млрд руб. из бюджета помимо 50 млрд, одобренных правительством вчера.

Обращаться за помощью железнодорожников заставляет падение перевозок. По словам руководителя «Росжелдора» Геннадия Петракова, ожидается, что во втором квартале 2009 года объем грузов будет на 20% ниже, чем в соответствующий период прошлого года, а доходы РЖД уменьшатся на 8,65%. В первом квартале эти показатели уже составили 27 и 15,7% соответственно. Согласно расчетам экспертов РЖД, по итогам текущего года компания получит убыток в 97,1 млрд руб., тогда как 2008 год она закончила с прибылью в 13,4 млрд рублей.

Михаил КУКУШКИН