Время новостей
     N°91, 28 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2009
Беспроцентная щедрость
Сбербанк обнулил ставки по автокредиту
Автомобили завода ГАЗ («Волга классика» и Volga Siber, а также «Газель», «Соболь» и Maxus) должны стать более доступными. Вчера Сбербанк объявил о начале реализации совместно с автопроизводителем программы, согласно которой покупатель автомобиля получает кредит на его приобретение под 0% годовых. Физическому лицу, правда, придется единовременно внести за машину 30% собственных средств при ее покупке и погасить кредит в течение года. Данная программа стартовала во всех дилерских центрах ГАЗа и территориальных подразделениях банка. Объем средств, направляемый группой ГАЗ на реализацию программы, не раскрывается. «Времени новостей» в компании лишь сообщили, что «затраты на дотацию ставки по кредиту осуществляются за счет снижения себестоимости автомобилей, достигнутого в результате внедрения антикризисной программы на заводе с октября 2008 года».

В ближайшее время Сбербанк и группа ГАЗ планируют распространить эту программу на кредитование субъектов малого предпринимательства.

Вчера стало известно, что похожую программу анонсировал и Собинбанк, партнером которого выступает Uz-Daewoo. Согласно пресс-релизу банка, желающие могут приобрести по беспроцентной рассрочке две марки -- Nexia и Matiz. При этом в отличие от Сбербанка они должны внести первоначальный взнос в размере 40% и погасить остаток в течение 1,5 года. Впрочем, если покупатель работает в организации, которая является клиентом или партнером банка, кредит можно пролонгировать до двух лет, поясняют в Собинбанке. «Это факторинговая схема: кредит покупателю выдает автосалон, а мы покупаем у него права требования, -- поясняет начальник управления развития и продаж департамента розничного бизнеса Собинбанка Вячеслав Бондаренко. -- Затраты дилеров на комиссию за приобретение банком права требования по договору купли-продажи автомобиля компенсируют дистрибьюторы».

Впрочем, партнером Uz-Daewoo является и банк ВТБ-24, с которым компания также реализует программу автокредитования по схеме с субсидированной ставкой. В данном случае заемщику предоставляется выбор суммы взноса и процентной ставки по гибкой шкале, вплоть до 0%, отмечает компания.

На текущий момент доля кредитных продаж у Daewoo составляет 5% от общего количества реализованных автомобилей. По некоторым данным, за счет кредитных программ с Собинбанком и ВТБ-24 компания собирается увеличить этот показатель до 15%.

По мнению Ивана Ивкина из Промсвязьбанка, «мы возвращаемся к тому, с чего начинали» на заре автокредитования -- автосалоны готовы были делиться с банками прибылью, лишь бы те выдавали кредиты. «Ставка 0% дает некоторые перспективы в плане увеличения роста продаж автомобилей в том случае, если заемщик успевает погасить долг в течение 1--1,5 года. Но в текущих реалиях не у каждого заемщика есть стабильный, постоянный, высокий доход. Многим людям взять кредит на срок до 1,5 года нереально. Поэтому такая программа по беспроцентной рассрочке на самом деле является маркетинговой, ее цель заинтересовать человека, привести его в банк или автосалон, чтобы там познакомить с базовой, скажем, более продолжительной по срокам программой. И если там грамотно учтены льготные ставки, то она будет пользоваться успехом», --считает эксперт.

«Аналогичная программа по обнулению процентной ставки ранее уже была запущена УАЗом и Sollers, -- говорит Наталья Сорокина из «Уралсиба». Впрочем, насколько она окажется действенна для ГАЗа, пока неясно, ведь автопроизводитель не сообщил сумму, которую он готов выделить под ее реализацию», -- подчеркнула эксперт. С другой стороны, по мнению Игоря Краевского из «Пиоглобал Эссет менеджмент», такая щедрость вообще может не лучшим образом отразиться на рентабельности автопроизводителя.

Георгий ВОРОНКОВ, Ирина ЦЫРУЛЕВА