Время новостей
     N°93, 01 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.06.2009
Биржевой сценарий
Современные технологии электронной торговли наконец-то добрались до России
Игра на бирже давно уже стала уделом не только азартных людей, но и безэмоциональных компьютеров. Существует целое направление в разработке программного обеспечения для облегчения работы трейдера. Такого рода разработки называются алгоритмическим трейдингом, или электронным трейдингом. Основой таких программ являются сложные математические модели, которые позволяют машине самостоятельно принимать решение на бирже. Как правило, электронный трейдинг используют крупные инвесторы, которые продают и покупают большое количество акций каждый день. Алгоритмы позволяют инвесторам оптимизировать цены при продаже и минимизировать расходы при покупке ценных бумаг.

Любопытно, что вину за кризис некоторые эксперты пытались частично возложить на алгоритмический трейдинг. Мол, тупые машины трагически ошиблись: даже когда начались первые симптомы кризиса, они торговали, исходя из предположения, что в Европе все замечательно. И это усугубило ситуацию.

Однако с такими версиями не согласен директор по региону CIS&CEE (СНГ, Центральная и Восточная Европа) компании Apama Progress Software Corporatoin Александр Сиротин: "Многие ошибки были сделаны не роботами, а трейдерами, которые "вручную" двигались вместе с рынком. Если бы компании использовали именно алгоритмический подход, а вместе с ним сценарии, которые меньше зависят от поведения рынка и больше от собственной политики, тогда развития кризиса можно было бы избежать".

Давно придуманы технологии, которые позволяют не вести трейдинговую политику по тем же алгоритмам, что используют и все остальные. Придуманы решения, позволяющие компании разработать собственную политику, модифицировать алгоритм торговли под портфель конкретной организации.

Причем изменить алгоритмы способны сами трейдеры (IT-специалистов для этого не требуются), а затем испытать их работу в рыночных условиях. С технологиями, реализующими такие возможности (а их намного больше, чем мы позволили себе упомянуть), компания Apama и пришла в Россию.

Еще два года назад торговать в России было просто бессмысленно. Российские финансовые компании и слышать не хотели о том, что в мире уже давно придуманы технологии электронного трейдинга. Отечественным бизнесменам не было дела до того, что цивилизованный мир торгует при помощи биржевых роботов.

Повысить технологическую грамотность среди российских компаний помог кризис: он заставил не просто торговать, а еще и конкурировать. Глобальный рынок уменьшается, поэтому увеличивается конкуренция на рынке локальном, и игрокам для успеха необходимо что-то предпринимать.

Это "что-то" вполне может быть использованием технологий торговли, применяемых на западных фондовых рынках. Заимствовать такой опыт нашим компаниям рано или поздно все равно придется (если поздно, то в худших конкурентных условиях). Этим Apama и собирается воспользоваться в России.

Нельзя сказать, что для российских бизнесменов Apama -- темная лошадка. Уже несколько лет ее продукты продаются корпоративным заказчикам, но в основном в Париже, Нью-Йорке или Лондоне. В зависимости от лицензионного соглашения клиенты, в том числе российские, использовали решения Apama для электронного трейдинга.

Программный продукт Progress Apama CEP (CEP означает complex event processing. -- Ред.) позволяет организациям в различных отраслях, таких как финансы и биржевая торговля, энергетика, телекоммуникации, производство и игровая индустрия, применять в режиме реального времени стратегии и процессы для обработки быстро меняющихся потоков событий. Исследовательская компания IDC считает Progress Apama лидером на рынке программных продуктов класса "обработка сложных событий".

Главная задача главы Apama в России Александра Сиротина -- продавать на нашем рынке (и заодно в Восточной Европе) софт для систем электронной торговли, управления рисками и исследования рынков. Компании интересны корпоративные заказчики в финансовой сфере для автоматизации трейдинга. На очереди логистические, транспортные, производственные, машиностроительные компании. И, конечно, телеком, куда же без него.

Продажи будут вестись виртуально. Отдельного офиса у компании не будет.

С разрастанием бизнеса возможно открытие офиса под конкретный проект на временной основе, говорит Александр Сиротин. Это означает, что для каждого внедрения будет набираться специальный коллектив из числа специалистов самой Apama в Лондоне или Нью-Йорке. Сопровождение продуктов после внедрения обеспечит русскоговорящий сотрудник Progress Russia. То, что Apama выходит на российский рынок в разгар кризиса, ее руководство не смущает. В разгар кризиса особенно востребованы средства автоматизации процессов.

Впрочем, не только западный бизнес стремится поставить российскую торговлю в цивилизованные рамки. Это интересно и самим отдельно взятым отечественным компаниям. Например, идут серьезные технологические обновления на ММБ и РТС.

Но многим российским участникам фондового рынка алгоритмический трейдинг по-прежнему непонятен. Apama поэтому видит свою задачу еще и в просвещении рынка, даже, если хотите, в миссионерстве.

Возможно, Apama сможет в результате своей "миссионерской" деятельности привлечь в России десятки клиентов. Проблема, однако, еще и в том, что использование электронного трейдинга делает сам рынок более прозрачным и открытым. Нужно ли это его участникам в нашей стране? Остается надеяться, что нужно.





Подготовлено совместно с iToday.ru

Виктория МУСОРИНА, iToday, -- специально для «Времени новостей»