Время новостей
     N°88, 25 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.05.2009
Держи пропеллер по ветру
Россия отстает от мировых тенденций вертолетостроения
В субботу в Москве завершилась вторая международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2009 (МВВИ-2009). Она была организована Министерством промышленности и торговли России, Ассоциацией вертолетной индустрии и ЗАО «Русские вертолетные системы». На этот раз в «Крокус Экспо» съехались 144 участника из 16 стран. Более ста российских компаний представляют свою продукцию. Самые яркие экспонаты -- вертолеты Ка-52 «Аллигатор» и Enstrom 280, выставленные в павильоне. Всего в экспозиции свыше 20 машин. Состоялась премьера нескольких принципиально новых разработок. ООО «КБ Маслова -- Север» показывает вертолет RU MAS 133 -- легкий, трехместный, однодвигательный. Это модернизация американского вертолета с поршневым двигателем и одновременно промежуточная машина в создании нового двухдвигательного RU MAS 245, своего рода летающей лаборатории для отработки и диагностики собственных разработок.

Более 30 зарубежных компаний, включая лидеров мирового рынка (Eurocopter, Bell Helicopter, Turbomeca, Agusta Westland, Enstrom и другие), также показали свою продукцию на HeliRussia-2009.

Глава оргкомитета выставки, замминистра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров рассказал, что Минпромторг готовит программу инвестиций в разработку линейки перспективных вертолетов. Планируемый объем инвестиций станет известен до конца нынешнего года, а деньги начнут выделять с 2010 года.

О сегодняшнем состоянии российской вертолетной индустрии и ее соответствии мировым тенденциям военному обозревателю "Времени новостей» Николаю ПОРОСКОВУ рассказали ключевые фигуры отрасли.

Андрей РЕУС, генеральный директор ОПК «Оборонпром»:

-- Вертолетостроение -- одна из самых перспективных отраслей в машиностроительном комплексе. Во многом потому, что продукция марки «Миль» и «Камов» получила признание во всем мире. Но мы хотим, чтобы нашей техникой широко пользовались и российские энергетические, нефтяные компании, МЧС, МВД. Мы еще не так эффективны, как наши конкуренты, предстоит серьезно менять производственную платформу, заниматься сервисом. Вообще этот год мы считаем годом сервиса для вертолетчиков.

В федеральной целевой программе по развитию гражданской авиации вертолетостроение прописано отдельной строкой. Принципиальным мы считаем создание скоростного вертолета. Все компании мира решают проблему скорости вертолетной техники. Она должна быть доведена с 250--300 до 500--550 км/ч. Новая скорость принципиально меняет некоторые характеристики машины. У нас есть два проекта -- КБ «Камов» и КБ «Миль», работает и их совместная группа. Одна машина может быть массой 10 тонн, другая 15 -- в этой нише вертолеты наиболее чувствительны к скорости. Выбран будет один проект, на основании которого и начнем создавать реальную машину. Мы рассчитываем на поддержку государства. Работа продлится примерно семь лет.

Очень хорошим получился новый вертолет Ми-38, мы рассчитывали запустить его в продажу с двигателями канадской фирмы Pratt and Whitney. Работа сейчас замедлилась, вертолет появится года через два уже с двигателем ТВ7-117 Московского завода им. Чернышева. В рамках Объединенной двигателестроительной корпорации выделили специальную программу по двигателям. Думаю, в течение месяца-двух мы определимся, где, что и в какой кооперации будет создаваться.

Андрей ШИБИТОВ, генеральный директор холдинга «Вертолеты России»:

-- По итогам прошлого года выпущено 169 машин. Превышение плана -- 3%. Это примерно 4% мирового рынка вертолетной техники. Объем продаж -- почти 41 млрд руб. Чистая прибыль -- почти 3 млрд руб. Завершены государственные испытания вертолета Ми-28, он принят на вооружение российскими ВВС, вертолеты начали поступать в строевые части. Завершены госиспытания многоцелевого учебного вертолета «Ансат», он также принят на вооружение. Успешно завершен первый этап госиспытаний Ка-62. Объем заказов российского Министерства обороны постоянно увеличивается.

Успешно идут работы по машине Ка-226Э. В прошлом году мы получили первый инвестиционный кредит 100 млн долл. Заложен хороший задел по модернизации Ми-8, в этом году собираемся завершить часть работ первого этапа по созданию Ми-8 с полностью стеклянной кабиной компании «Транзас».

Сегодня можно говорить, что холдинг «Вертолеты России» сформирован, в него вошли десять компаний. В отличие от Объединенной авиастроительной корпорации мы не планируем пока создавать дивизионы по типам вертолетов. В ближайшие годы «Вертолеты России» планируют серийное производство машин класса 5 и 6 тонн, 3,5--4 тонны. Вывод на рынок моделей среднего и легкого класса поможет российскому вертолетостроению увеличить присутствие на международном рынке до 15% к 2015 году.

В Томилине под Москвой планируется построить центральный офис холдинга, два КБ и сборочные площади. Влияние кризиса на нас пока минимальное, проблемы в основном с получением кредитов. Число утерянных заказов очень незначительное.

Владимир БАБКИН, директор департамента авиационной промышленности Минпромторга России:

-- Отрасль считается конкурентоспособной, если более 10% продукции поставляется на экспорт. В 2004 году более 90% продукции российского вертолетостроения поставлялось на экспорт. Сейчас это 70% -- мы ориентированы на внутренний растущий рынок. Но не собираемся терять позиций на внешних рынках. Активно торгуем с 40 странами, наши машины летают более чем в 80 странах. Государство ни на копейку не уменьшило средства на ФЦП развития авиационной, в том числе вертолетной техники -- 19 млрд руб. Средства на разработку Ми-38 и Ка-62 по сравнению с 2005 годом, когда была принята ФЦП, увеличились в разы.

Сейчас идет работа над новой редакцией нашей федеральной целевой программы, которая вступит в силу, вероятно, с 2011 года. В новой программе предусмотрено существенное увеличение финансирования «Вертолетов России».

Мейрамхан БЕКМУХАНБЕТОВ, технический директор авиакомпании «ЮТейр»:

-- Ежедневно мы поднимаем в воздух около 150 вертолетов -- от Крайнего Севера России до Южно-Африканской Республики. В год налетываем около 100 тыс. часов. Поэтому продолжаем пополнять свой вертолетный парк. Подписано соглашение о приобретении 40 вертолетов Ми-170 Улан-Удэнского завода. Российские вертолеты всегда отличались своей неприхотливостью, большими возможностями. И мы можем вернуть место на мировом рынке, которое утратили в последние два десятилетия.

Михаил КАЗАЧКОВ, председатель правления ассоциации «Вертолетная индустрия»:

-- Состав экспонируемой на выставке техники во многом отражает мировые тенденции вертолетной индустрии: около 80% занимают вертолеты легкого класса. Россия отстает от мировой тенденции, когда число легких вертолетов за последние пять лет увеличилось в шесть раз. Это бум в вертолетостроении. Легкие вертолеты, по сути, становятся новым видом транспорта. Им будут пользоваться (как в свое время компьютерами) не только профессионалы. Никогда прежде вертолеты так массово не приобретались для частного пользования. Вертолет становится аналогом автомобиля бизнес-класса для ежедневного пользования. Мы стоим на пороге новой философии эксплуатации легких вертолетов.