Время новостей
     N°86, 21 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.05.2009
Канадский фаворит
Правительство Германии называет Magna главным претендентом на покупку Opel
Судьба автозавода Opel -- немецкого актива концерна General Motors, находящегося на грани банкротства, -- должна решиться уже на следующей неделе. Такое заявление сделал вчера министр труда ФРГ Олаф Шольц после обсуждения правительством Германии предложений инвесторов о покупке актива. Пока поступили заявки только от канадского производителя автокомплектующих Magna International и итальянского FIAT, передает агентство Bloomberg. Но предложение Magna, которая, как планируется, будет выступать в консорциуме с российскими партнерами, больше нравится немецкому правительству, чем предложение FIAT. В поддержку Magna выступили также уже четыре немецкие федеральные земли, в которых расположены заводы Opel. Итальянцы же, как известно, уже и так намерены взять на себя бремя партнерства с оказавшимся в трудной ситуации американским Chrysler.

Вчера правительство ФРГ и регионы рассматривали предложения инвесторов относительно судьбы Opel в условиях возможного банкротства его материнской компании General Motors. Opel, который сам терпит убытки, нуждается в финансировании на переходный период и заявляет, что его ликвидности хватит на второй-третий кварталы 2009 года. Помимо Magna и FIAT интерес к Opel ранее проявили также несколько инвесткомпаний, включая американскую Ripplewood и бельгийскую RHJ International.

Партнерами же Magna должны выступить группа ГАЗ и Сбербанк. Представитель ГАЗа вчера подтвердил «Времени новостей» свою заинтересованность в данном союзе. Представитель Сбербанка отказался от комментариев. Впрочем, 17 мая глава Сбербанка Герман Греф заявил, что банк изучает возможность участия в таком консорциуме. «Мы находимся в процессе изучения всей финансовой документации, связанной с возможным нашим участием в этой сделке. В ближайшее время обсуждение этих вопросов закончится», -- сказал он, подчеркнув, что участие Сбербанка в сделке определяется заинтересованностью России в приобретении Opel.

Ранее издание Rheinische Post сообщило, что план Magna и ГАЗа предполагает создание на базе Opel глобального автоконцерна, выпускающего 5 млн машин в год, 1 млн из которых ежегодно будет продаваться в России. По данным источников, близких к Magna, штаб-квартира Opel и основное производство останутся в Германии. Управлять же автоконцерном будет предложено менеджерам GM Europe, в том числе его руководителю Карлу Питеру Форстеру.

Если GM предпочтет российско-канадский альянс, россияне получат 30,1% акций Opel, Magna -- 19,9%, 40% останется у GM. Небольшие пакеты могут получить менеджмент Opel и дилеры. В качестве своего вклада ГАЗ готов предоставить производственные мощности под сборку моделей Opel в России. Речь идет о конвейере Volga Siber (создана на базе Chrysler Sebring), оборудование для которого три года назад ГАЗ выкупил у Chrysler. Правда, пока непонятно, откуда у партнеров возьмутся мощности под выпуск 5 млн машин в год, ведь сейчас Opel может собирать лишь около 1,5 млн машин в год. Magna же в прошлом году выпустила 125 тыс. автомобилей, а годовой объем производства ГАЗа -- около 200 тыс. легковых машин и легкой коммерческой техники.

Впрочем, решение о выборе партнера, по всей видимости, не терпит отлагательств. «У нас немного времени. Решения должны быть сделаны на этой неделе или самое позднее в начале будущей», -- сказал вчера на пресс-конференции Олаф Шольц. По словам же министра экономики земли Рейнланд-Пфальц Хендрика Херинга, предложение Magna является «более надежным, инновационным и устойчивым», чем предложение FIAT. Он отметил, что основным преимуществом компании перед другими инвесторами является его намерение не закрывать предприятия завода в Европе. Magna хочет преобразовать Opel в «интегрированного автопроизводителя» и напрямую поставлять ему автокомпоненты.

В поддержку FIAT пока не прозвучало ни одного весомого заявления. Наоборот, против итальянского производителя уже ополчился ряд германских политиков, экспертов, профсоюзы, а также немецкая общественность из-за боязни, что FIAT начнет массовые сокращения персонала и закрытие предприятий Opel. Так, профсоюзный лидер и член наблюдательного союза Opel Клаус Франц после встречи с представителями FIAT в начале мая заявил, что планы итальянцев предусматривают сокращение рабочих мест в компании на 9--10 тыс. В частности, итальянский концерн планирует закрыть завод по производству двигателей в Кайзерслаутерне наряду с рядом других предприятий Opel за пределами Германии. «Финансовая концепция абсолютно неубедительна для меня. По-моему, он рискует всем, -- сказал г-н Франц в интервью Reuters, имея в виду исполнительного директора FIAT Серджио Маркьонне. -- Он хочет построить мирового автопроизводителя на деньги немецких и американских налогоплательщиков».

Пока ни один из претендентов официально не огласил своего инвестиционного предложения по покупке Opel. Ранее германская газета Handelsblatt со ссылкой на неназванный источник в группе ГАЗ сообщила, что российский автопроизводитель не станет участвовать в сделке финансово, а только предоставит свои мощности для производства автомобилей Opel, а также собственные центры продаж в России и странах СНГ. Германские издания тогда подсчитали, что на покупку актива компаниям потребуется порядка 5 млрд евро.

Вчера же министр экономики земли Тюрингия Юрген Рейнхольц заявил, что власти ФРГ достигли «существенного прогресса» в переговорах с государственными банками ФРГ, включая KfW, о предоставлении Opel кредита в размере 1 млрд евро. Со своей стороны концерн General Motors до 1 июня должен представить правительству США план реорганизации компании, включающий значительное сокращение затрат и избавление от части брендов. В противном случае концерну грозит банкротство под контролем государства, как это произошло с Chrysler.

Magna -- крупнейший в мире производитель автомобильных компонентов. До октября прошлого года акциями Magna владел Олег Дерипаска, но затем его компания «Русские машины» отдала свою долю в 20 млн акций канадской компании в обеспечение по кредиту. Г-н Дерипаска контролировал около 25% Magna.

Вчера стало известно, что Magna также заинтересовалась и еще одним активом GM -- маркой Saturn, пишет Toronto Star. На этот же бренд претендует Penske Automotive Group Inc. при возможном партнерстве со стороны Nissan Motor, а также Black Oak Partners LLC.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром