Время новостей
     N°84, 15 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.05.2002
Самарские ухабы
Прокуратура завела дела на подчиненных Константина Титова
Первые задержания в рамках масштабных расследований о злоупотреблениях в администрации Самарской области, как стало известно газете «Время новостей», провела на днях местная облпрокуратура. Обвинения предъявлены пока двум чиновникам Главного управления автомобильных дорог обладминистрации, включая его руководителя, но, судя по всему, на этом следователи не остановятся. В расследовании о судьбе бюджетных денег, предназначавшихся для строительства дорог, упоминаются среди прочих сам губернатор Константин Титов и его бывший зам, а ныне глава департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Александр Латкин. Одним из фигурантов другого дела, об «особенностях» использования дорожных сборов, является еще и сын губернатора Алексей Титов.

Претензии прокуратуры к обладминистрации по части использования «дорожных» денег обширны. Главная из них касается вексельной системы оплаты налогов в Территориально-дорожный фонд (ТДФ), действовавшей в регионе до 2001 года. Определенным местным предприятиям, таким как «Самаранефтегаз», «Юго-Запад Транснефтепродукт», «Волжское нефтеналивное пароходство Волготанкер» и другие, которые, по версии прокуратуры, располагали «живыми» деньгами, администрация разрешала выплачивать отчисления в ТДФ ценными бумагами. Но не любыми, а только дисконтными векселями агента обладминистрации -- банка «Солидарность» (его возглавляет сын губернатора Алексей Титов). Векселя эти реализовывались предприятиям-должникам по стоимости ниже номинала, а через какое-то время они должны были погашаться уже по нормальной стоимости. Таким образом, фирма, задолжавшая в ТДФ, например, 6,5 млн рублей, получала вексель, где указана была именно эта сумма, а реально платила за него банку гораздо меньше. 6,5 млн рублей за ценную бумагу банк был готов выплатить через шесть месяцев или год. Однако предприятия почти сразу по получении дисконтных векселей несли их в обладминистрацию и просили засчитать, что они погасили долги в ТДФ на указанную на ценных бумагах сумму. Департамент по строительству с этим соглашался, посылал соответствующие бумаги в МНС, а сами векселя клал все в тот же банк «Солидарность». При этом по всем документам значилось, что департаменту удалось собрать 100% и выше заложенных в бюджете налоговых отчислений. Только вот, как считают в прокуратуре, реальных денег из них было не более 60--70%. Поэтому когда местные строительные управления (СУ) просили рассчитаться с ними за выполненную работу, обладминистрация, ссылаясь на отсутствие реальных денег, расплачивалась все теми же дисконтными векселями от «Солидарности». СУ не могли ждать, пока пройдут положенные до выплаты полной суммы шесть месяцев или год, и вынуждены были раньше срока предъявлять их к погашению в «Солидарность». А банк из-за этого выплачивал гораздо меньше денег, чем указано на векселе.

В результате крупные предприятия платили меньше, чем были должны ТДФ, банку «Солидарность» тоже были выгодны такие сделки, а вот обладминистрации и тем более строителям -- явно нет. Более того, как утверждают в прокуратуре, подобная вексельная система грубо нарушала законодательство -- согласно вступившему в силу в январе 1999 года Налоговому кодексу уплата налогов в неденежной форме запрещена. Поэтому, по мнению следователей, из-за «налоговых» сделок с векселями государство только за 1999--2000 годы понесло потери на сумму около 100 млн рублей.

Другая претензия прокуратуры к обладминистрации касается непосредственно строительства дорог. Как отмечают следователи, большинство бюджетных заказов, как проектных, так и непосредственно на строительство, доставалось компании «Дизайн Волга Интернешнл» (ДВИ), которой руководит Антон Латкин, сын главы департамента по строительству Александра Латкина. По мнению прокуратуры, сама ДВИ почти ничего не возводила, а привлекала субподрядчиков, при этом компания получала сразу двойные «комиссионные»: от 0,8 до 1,6% -- по постановлению Минстроя и 8% -- по решению обладминистрации. Причем последние выплаты делались даже без положенных согласований с Госстроем России. Только за участие в строительстве двух трасс ДВИ в свое время получила гонорар в 22 млн рублей. При этом качество большинства построенных дорог в реальной жизни заметно отличалось от того, что представляла ДВИ на бумаге и за что департамент по строительству выплачивал немалые суммы. По данным прокуратуры, на многих объектах песчаное основание недокладывалось на 8 см, слой щебня -- на 10 см, асфальтобетонное покрытие -- на 3 см. Самым показательным примером стала трасса Азеево--Шентала--Северный, обошедшаяся государству в 3,5 млн рублей за км. Экспертиза показала, что стоят такие работы не дороже 2 млн рублей за км, а ширина самой дороги на целый метр меньше, чем это указано в проектных документах ДВИ. К тому же сдана она была весной прошлого года, а уже сейчас, по данным экспертов прокуратуры, непригодна к эксплуатации: асфальтобетон покрыт трещинами, выбоинами, частично разрушен, в нем имеются провалы.

По всем этим фактам прокуратура еще прошлым летом возбудила дела о злоупотреблениях, превышении полномочий и мошенничестве. Однако как только следователи занялись высокопоставленными фигурами, по их словам, на них начали оказывать давление. В один момент дело даже было закрыто, и только благодаря вмешательству прокурора Самарской области Александра Ефремова и руководства Генпрокуратуры его возобновили. Несмотря на все препоны, были проведены необходимые выемки, на допросах побывал Александр Латкин, а губернатору Константину Титову прокуратура выставила представление. А буквально несколько дней назад были задержаны замруководителя департамента по строительству, начальник Главного управления автомобильных дорог общего пользования Игорь Тетерин и главный специалист этого же управления Якимцев. Им предъявлено обвинение в мошенничестве и превышении полномочий. На попытку газеты «Время новостей» получить комментарии этих историй в администрации Самарской области сообщили, что пока это сделать не готовы.

Александр ШВАРЕВ