Время новостей
     N°83, 18 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.05.2009
«Виват кино» несмотря ни на что
В Петербурге завершился зрительский кинофестиваль
До кризиса производственные показатели отечественного кинематографа достигали отметки 150 картин в год. От силы десятая часть, то есть не более 15 фильмов, попадали в кинопрокат. Остальные, не выловленные прокатной сетью произведения, остаются неизвестными широкой зрительской аудитории. Эту ситуацию упорно пытается изменить Государственное учреждение культуры «Петербург-кино»: только что завершился ХVII фестиваль с гордым названием «Виват кино России».

Встречаться со зрителями и чествовать самих себя в славном городе на Неве деятели кино приезжают с неизменной готовностью. Здесь все радует охочую до похвал артистическую душу: фестиваль носит благотворительный характер, залы всегда полны, билеты стоят недорого, а то и вовсе ничего, публика благожелательная, а главное -- есть возможность показать свой невостребованный прокатом фильм в большом кинотеатре. В этом году прошло 75 киносеансов в девяти кинозалах города и вручено 12 призов. Награждают щедро и от души, никогда не забывая о юбилеях, прилежно отмечая круглые даты старых картин. Так, Эльдара Рязанова в который раз поблагодарили за давние хиты «Гараж» и «Жестокий романс». Увядшему, но некогда прекрасному артисту Алексею Жаркову вручили награду за прошлые роли. Вспомнили о заслугах и некогда популярных Юрия Беляева и Владимира Татосова. Поздравили с юбилеями любимцев публики Ирину Муравьеву и Ольгу Волкову, Василия Ланового и Бориса Грачевского.

Кстати, лучший друг детей и бессменный носитель бренда «Ералаш» Борис Грачевский выступил на этот раз в качестве дебютанта в большом кинематографе. Он снял драму о подростковых проблемах, где несчастные дети страдают от невнимания запутавшихся в своих любовных отношениях взрослых. Несмотря на плохой вкус, дурной сценарий с корявыми диалогами, безграмотного оператора и неумение постановщика работать с актерами, и эта «Крыша» не осталась без похвал и аплодисментов. На этом фестивале радуются всему, что рождает отечественная кинематография: пусть даже ребеночек неказист и убог, зато свой.

Однако и тут побеждают сильные и боевитые, сумевшие одолеть отторгающий родное кино кинопрокат, то есть отечественные блокбастеры. Разудалая казачья сеча, устроенная режиссером Владимиром Бортко -- с помощью серьезного бюджета в 25 млн долл. и под знаменем нового русского патриотизма -- отвоевала Главный приз зрителей. Лучшим актером зрители назвали красавца Игоря Петренко, сыгравшего в «Тарасе Бульбе» роль сына-предателя.

Еще одному, то есть основному Петренко, Алексею Васильевичу, вручили приз за большой творческий вклад в кинематограф. Его поздравил неожиданно появившийся на церемонии закрытия Никита Михалков. Он заскочил в Питер буквально на несколько часов -- не только, чтобы назвать великим всенародно любимого артиста, но и повидаться с губернатором Валентиной Матвиенко. Сейчас решается вопрос о слиянии новой богатой студии РВС и старой, но гордой студии «Ленфильм», где когда-то делали свои первые шаги лучшие люди отечественного кинематографа, и Алексей Петренко в том числе.

Менее размашистый, чем «Тарас Бульба», но тоже исторический блокбастер «Виват Анна» из серии «Тайны дворцовых переворотов», снятый энергичной Светланой Дружининой, тоже удостоился актерской награды -- актрисе Инне Чуриковой за роль императрицы Анны Иоанновны. Показывать публике очередную часть своей исторической саги об императорах России Дружининой приходится самостоятельно, лично объезжая российские города. Прокатчики ее фильмы в репертуар кинотеатров не включают, опасаясь, что они, как и большинство картин из программы фестиваля, дохода не принесут.

На «круглом столе» на тему «Кино и кризис: какой кинематограф сможет выжить» Светлана Дружинина открыла очередную «дворцовую» тайну: оказывается, на производство отечественного кино все-таки спущены сверху 2 млрд руб., несмотря на объявленный отказ в финансировании в ближайшем будущем отечественного кино. Вокруг распределения этих денег уже возникло соперничество и борьба, хотя никто толком не знает, существуют ли они на самом деле и кому предполагается их дать. И еще одна любопытная информация стала известна благодаря пытливому уму Светланы Дружининой и ее умению общаться с госчиновниками. Министр культуры Александр Авдеев признался ей в приватном разговоре, что не слишком-то понимает, что происходит в нашем в кино, а попытки разобраться во всех хитросплетениях привели его к мысли, что кинематографом должно заниматься самостоятельное министерство. Так что, возможно, с кризисом во времена спада кинопроизводства будет разбираться новый профильный министр.

Разговоры о кризисе в кино так или иначе возникали в общении с каждым артистом и режиссером. Актриса Любовь Толкалина, приехавшая на фестиваль с прошлогодним фильмом Кати Шагаловой «Однажды в провинции», рассказала, что с конца прошлого года один за другим закрылось 12 проектов, где предполагалось ее участие. У самой Кати Шагаловой (на «Вивате» она получила приз прессы) только что остановился большой кинопроект «Живые камни» -- о депортации ингушей в 1944 году.

А Юлия Рутберг призналась, что вместе с компанией друзей всерьез размышляет над новым фильмом по известной пьесе «Птицы», когда-то сыгранной Геннадием Хазановым и Кахи Кавсадзе, и уже выбраны места будущих съемок. «Кино надо делать, несмотря ни на что, -- считает Юля, -- главное, интересный замысел. Минимальный бюджет можно попытаться найти самостоятельно, а артисты, когда увлечены, готовы поработать и бесплатно».

Ольга ГАЛИЦКАЯ
//  читайте тему  //  Кино