Время новостей
     N°83, 18 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.05.2009
Постоянно-переменный поток
«Газпром» и Eni удвоили пропускную способность газопроводного проекта
Целый ряд звонких акций Евросоюза по продвижению Южного коридора, по которому Брюссель рассчитывает организовать поставки газа в обход России, не прошел незамеченным. На недавние пражский и софийский саммиты, торговое соглашение с Туркменией и декларацию с Украиной Москва ответила потоком соглашений и заявлений из Сочи, где премьер-министр России любит проводить выездные рабочие мероприятия. На этот раз там состоялись встречи Владимира Путина с главами правительств Италии и Турции, а глава «Газпрома» Алексей Миллер подписал три соглашения по «Южному потоку» с болгарской, сербской и греческой компаниями и один документ -- с итальянской Eni.

К визиту премьер-министра Италии Сильвио Берлускони «Газпром» и Eni, которые проектируют морской участок «Южного потока» на паритетных началах, не сумели договориться об условиях проектирования, строительства и управления газопроводом, а также маркетинге газа. И чтобы сгладить негативный информационный эффект от разногласий, стороны решили объявить об удвоении пропускной способности проекта. В подписанном в пятницу дополнении к меморандуму между компаниями говорится, что мощность «Южного потока» составит 63 млрд кубометров вместо прежних 31 млрд. Представители российского концерна отдельно подчеркнули, что это сделано по инициативе итальянского партнера. России важно показать, что заинтересованность исходит от потенциальных клиентов, а не навязывается им. «Господин премьер-министр (Берлускони. -- Ред.) все время ставил вопрос о диверсификации транспортных возможностей, -- сказал Владимир Путин. -- Мы это сделали». Итальянцы, правда, «свое» желание увеличить газовый поток по дну Черного моря постарались не комментировать.

Кроме того, в условиях сложной политической обстановки на Украине в праительстве РФ сочли не лишним еще раз намекнуть Киеву на хрупкость статуса крупнейшего транзитера российского газа. Сейчас через систему «Нафтогаза» транспортируется 110--120 млрд кубометров, и в случае отсутствия дополнительного спроса в Европе на газ из России «Южный поток» может быть заполнен сырьем по действующим контрактам с южноевропейскими странами, получающими топливо только после транзита по украинской территории. Конечно, пока это выглядит всего лишь долгосрочной страшилкой для киевских элит. Да и экономическая целесообразность проекта, в отсутствии которой Владимир Путин часто и с удовольствием упрекает «Южный коридор», выглядит в этом контексте весьма сомнительно.

Г-н Миллер в пятницу назвал свою версию стоимости «Южного потока». По его словам, проект обойдется в 8,6 млрд долл. Он не уточнил, касается ли это только морского участка или всего газопровода в двухниточном исполнении, но очевидно, что цифра очень странная. Более простой по глубине залегания трубы и агрессивности водной среды «Северный поток», согласно бизнес-плану, обойдется в 7,4 млрд евро (около 9,6 млрд долл.). При тарифе, сопоставимом с расценками на транспортировку газа до Болгарии через Украину, Венгрию и Румынию, окупить эти вложения удастся в лучшем случае лет через тридцать после выхода на проектную мощность. И это не считая затрат на территориях транзитных стран, в которых «Газпром» планирует создать совместные предприятия для проектирования, строительства и управления участками «Южного потока».

В марте базовое соглашение было подписано с Венгерским банком развития (MFB), а 15 мая -- сразу с Болгарским энергетическим холдингом (ранее назывался «Булгаргаз»), сербским «Србиягазом» и оператором греческой газотранспортной системы DESFA. Они определяют принципы взаимоотношений «Газпрома» с партнерами на предынвестиционной стадии проекта, подготовки ТЭО, финансирования и т.д. Предполагается, что сквозное обоснование проекта будет подготовлено через год.

Пока же нет ясности даже с маршрутами доставки газа и конечными пунктами назначения в Европе.

Изначально «Газпром» и Eni заявляли, что из Болгарии «Южный поток» должен «разлиться» на две ветки: по одной газ пойдет на север, в Австрию и Италию, а по другой -- через Грецию и дно Адриатического моря в южные итальянские провинции. Договоренностей о втором морском участке трубы до сих пор нет, но главное -- нет даже намека на взаимопонимание с Австрией, которая является самым ярым и активным участником Nabucco и «Южного коридора» в целом. Между тем без подключения Вены говорить о северном направлении «Южного потока» практически бессмысленно. Попытки пригласить к проекту Словению, через которую теоретически также можно вывести газ в промышленно развитые регионы Италии, не прибегая к австрийским услугам, также не увенчались подписанием документов.

Более того, нет официального подтверждения спроса на значительные объемы газа со стороны итальянского рынка. Правительство страны пока воздерживается от подписания межправительственного соглашения с гарантиями востребованности дополнительных объемов российского газа, а Eni пытается выторговать у «Газпрома» право самостоятельно продавать половину «южнопоточного» газа на европейских рынках. И уже практически добилась своего. Алексей Миллер в Сочи подтвердил журналистам, что принципиальные договоренности о совместном маркетинге с Eni достигнуты, но условия не раскрыл. Судя по тому, что соглашение о реализации проекта так и не было подписано, полностью снять разногласия не удалось.

Итальянская компания уже работает по похожей схеме с «Газпромом» в рамках проекта «Голубой поток», построенному на паритетных началах для прямых поставок российского газа в Турцию. Половину газа турецкой Botas продает «Газпром», а другую половину -- Eni, которая приобретает топливо на входе в подводную трубу с небольшим дисконтом.

Совпадение это или нет, но на следующий день после г-на Берлускони к Владимиру Путину в Сочи прилетел премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. Главной темой переговоров была энергетика, но тема расширения мощностей «Голубого потока», которую пару месяцев назад поднял Алексей Миллер в рамках рабочей поездки в Анкару, практически не обсуждалась. Вместо этого дали отмашку госкомпаниям начать переговоры о продлении контракта на поставки газа, которые идут в Турцию через Балканы. Турецкая сторона до последнего не спешила с его продлением (договор, по которому продается около 6 млрд кубометров в год, истекает в конце 2011 года), так как рассчитывала на увеличение импорта дешевого азербайджанского газа.

Как уже писала газета «Время новостей», Botas и Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) оказались в переговорном тупике относительно условий текущих поставок и транзита топлива в Европу в будущем. Баку требует повышения цены на газ и гарантий недискриминационного транзитного тарифа для газа со второй фазы освоения «Шах-Дениза». Анкара пока упорно не соглашается. И те и другие пытаются использовать Россию в качестве «пугала»: Азербайджан делает вид, что готов принять предложение «Газпрома» о закупках, Турция говорит о реанимации «Голубого потока-2» и теперь о продлении одного из истекающих контрактов по российскому газу. Азербайджан рассматривается Европейской комиссией в качестве первого и ключевого поставщика газа по «Южному коридору», поэтому российская сторона с удовольствием участвует в этой трехсторонней игре с Баку и Анкарой.

Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, генеральный управляющий концерна Eni Паоло Скарони и директор департамента разведки и добычи компании Enel Марко Арчелли подписали соглашение о реализации, фиксирующее условия приобретения «Газпромом» 51% долей ООО «Север-Энергия». Контрольный пакет акций предприятия, которому принадлежат бывшие газовые активы ЮКОСа, обойдется российской компании примерно в 1,5 млрд долл. При том что два года назад консорциуму итальянских концернов Eni и Enel этот актив стоил около 2 млрд долл. Столь солидная «премия» объясняется расходами продавцов на обслуживание кредитов в течение двух лет действия опциона, выписанного «Газпрому» в день аукциона РФФИ, и рассрочкой платежа, которую сейчас попросил покупатель. По словам г-на Миллера, договор купли-продажи будет подписан в июне, а сумма будет выплачена двумя траншами в течение 2009--2010 годов. Eni сохранит за собой 60% итальянской доли в «Север-Энергии», а Enel -- 40%. «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»

Алексей ГРИВАЧ