Время новостей
     N°83, 14 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.05.2002
Военно-торговый роман с криминальными последствиями
Прокуратура реанимировала дело о распродаже авианосцев и вертолетов
Главная военная прокуратура России возобновила следствие по ряду уголовных дел, которые были заведены в конце девяностых годов по фактам продажи за границу из дальневосточных воинских частей списанной военной техники. Как сообщили газете «Время новостей» в прокуратуре Дальневосточного военного округа, речь идет о продаже тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск» в Южную Корею и пяти вертолетов Ми-8Т в Северную Корею. Для расследования уголовных дел созданы следственные группы, в которые вошли сотрудники Главной военной прокуратуры (ГВП) и прокуратур Тихоокеанского флота и Дальневосточного военного округа. Все эти дела были либо прекращены в свое время за отсутствием состава преступления, либо организаторы продаж техники отделались минимальным наказанием. Сегодня документы о проводимых следственных действиях на Дальнем Востоке отправлены в Москву, и следователям Генпрокуратуры придется разбираться во всех тонкостях нашумевших дел.Вертолеты для Северной Кореи

На первом месте стоит попытка продажи в дружественную Северную Корею партии вертолетов. Еще осенью 1998 года пять транспортно-боевых МИ-8Т, принадлежавших авиации Дальневосточного военного округа, были задержаны сотрудниками таможни на КПП Краскино Приморского края. Дальневосточной транспортной прокуратурой было возбуждено уголовное дело по ст. 188-1 УК РФ (контрабанда). Согласно документам, вертолеты отправлялись хабаровской фирмой «Арден» в Северную Корею. Таможенников тогда смутила не только заниженная стоимость машин -- всего 8 тыс. долларов за каждую, но и то, что с вертолетов не были сняты секретные блоки. В ходе следствия выяснилось, что вертолеты фирме «Арден» продал округ (ДВО).

Сделка состоялась в Москве, с разрешения Минобороны и Госкомимущества, так как вертолеты к тому времени исчерпали свой ресурс. По заявлениям представителей военного ведомства, все оборудование, предназначенное для ведения боя, с вертолетов было снято. Оставались только агрегаты, без которых машины не могли подняться в небо. Однако материалы проверки дальневосточных юристов свидетельствовали об обратном. Расследование показало, что все вертолеты проходили предпродажный ремонт, на машины устанавливались новые агрегаты. На всех вертолетах была проведена не предусмотренная в таких случаях предпродажная подготовка (регламентные работы, положенные через 24 месяца эксплуатации, замена отдельных узлов и агрегатов, покраска, заправка ГСМ -- 16,4 тонны). Так, на одном вертолете были заменены двигатели главного и промежуточного редукторов на аналогичные агрегаты с боеспособного вертолета. Проведение замен требовало достаточно больших затрат, а поэтому все работы были согласованы с начальником инженерно-авиационной службы (ИАС) армейской авиации подполковником Люсеевым и в последующем подтверждены шифротелеграммой за подписью заместителя командующего армейской авиацией ДВО полковника Владимира Абакумова. Для замены тогда же была создана и группа из трех специалистов -- по вертолету и двигателю, по бортовой аппаратуре и монтажно-наладочным работам. Они проводили все регламентные работы над экспортными и списанными вертолетами на стоянке группы хранения под Хабаровском, где и менялись агрегаты, узлы и детали.

Тогда же стало ясно, что продажа техники осуществлялась при активном участии командующего армейской авиацией сухопутных войск РФ генерал-полковника Павлова, а хабаровские генералы и полковники были лишь исполнителями. Общее же руководство подготовкой техники к продаже и ее передачей коммерсантам осуществлял начальник управления армейской авиации ДВО генерал-лейтенант Сергей Самарин и замначальника управления армейской авиации ДВО по вооружению полковник Владимир Абакумов. Все эти офицеры давали указания в подчиненные воинские части по подготовке вертолетной техники к продаже в боеспособном состоянии. Результатом всех приказов и операций по купле-продаже стало то, что ООО «Арден» приобрело пять вертолетов Ми-8Т: три (бортовые номера 9754748, 9754546, 9744218) -- в войсковой части 54902 (п. Гаровка-2, под Хабаровском), один (№9754611) -- в в/ч 92592 (Амурская область) и еще один (№9744221) -- в части поселка Черниговка Приморского края. Сделка сорвалась совершенно случайно, из-за чрезмерной дотошности таможенников.Еще одна партия вертолетов

Причем, как выяснилось, нашумевшая продажа Пхеньяну боевых вертолетов со всей секретной начинкой не была единичной. Управление армейской авиации ДВО, по данным прокуратуры, готовило к реализации коммерческим структурам другие боевые вертолеты (официально лишенные признаков вооружения) начиная еще с 1995 года. Тогда же утверждалось, что все действия по сокращению войск и высвобождению военно-технического имущества подпадали под соответствующие распоряжения Министерства обороны РФ. Пробным шаром всей аферы стали как раз сделки середины 90-х.

В 1995 году из состава армейской авиации ДВО для нужд правоохранительных структур, гражданской обороны и здравоохранения в свободной экономической зоне (СЭЗ) «Находка» планировалось вывести и продать три вертолета Ми-8Т. Однако в соответствии с решением МО РФ 192-13 от 24.02.95 года три вертолета из в/ч 54902 (п. Гаровка-2) были реализованы находкинской авиакомпании «Роса» с безобидной формулировкой «для использования боевой техники в составе фонда музея действующей авиации СЭЗ Находка».

Год спустя очередную партию вертолетов продали все той же авиакомпании. «Роса» закупила у ДВО теперь уже пять вертолетов. При этом из дополнения к договору целевого займа следует, что именно СЭЗ «Находка» перечислила за них необходимую сумму. В дальнейшем авиакомпания обещалась вернуть все долги городу. Получили ли в администрации Находки обещанные деньги, уже сказать сложно. Но перегон в общей сложности восьми вертолетов для авиакомпании «Роса» был осуществлен силами авиационных частей ДВО. Все это в предварительные условия купли-продажи не входило.

Шум по фактам незаконной реализации авиационной техники коммерсантам и злоупотреблениям при этом руководства армейской авиации ДВО подняли хабаровские журналисты. Последовавшее за этим расследование прокуратуры ДВО показало, что на всех указанных вертолетах раньше положенных регламентов проводилась замена двигателей, покраска, заправка топливом и спецжидкостями. Против основного фигуранта дела -- замначальника армейской авиации ДВО полковника Владимира Абакумова было возбуждено уголовное дело, а его действия были расценены как халатность (ст. 293-1 УК РФ).

Со временем претензии прокуратуры к военным исчезли, однако появились к фирме «Арден».

Она, как оказалось, не имела никаких прав продавать военную технику за рубеж, но пыталась это сделать при откровенной поддержке чиновников из Москвы. Попытки следствия найти представителей этой подставной фирмы в Хабаровске не увенчались успехом, и материалы по команде ушли наверх. Сразу после придания сделке статуса общероссийского скандала «Арден» возместила весь ущерб, причиненный ДВО ремонтом и заправкой вертолетов (около 2 тыс. долларов), и претензии к компании, предпринявшей попытку контрабанды, тогда исчезли.Сор из избы не выносить

Как следует из материалов дела, в ходе допроса следователями военной прокуратуры командующего армейской авиацией сухопутных войск РФ генерал-полковника Павлова и его заместителя по вооружению полковника Дементьева оба офицера признали свои упущения при реализации вертолетов на Дальнем Востоке. В результате сор из избы военные решили не выносить. Стороны сошлись на том, что генералы якобы давали просто нечеткие указания своим подчиненным по вопросам подготовки вертолетов к продаже. Юристы в погонах учли как этот факт, так и то, что стоимость ремонта вертолетов была возмещена фирмой «Арден». К тому же хабаровский полковник Абакумов также чистосердечно признал допущенные ошибки в организации всех работ. Как водится в таких случаях, учитывая положительные характеристики со стороны командования ДВО, военной прокуратурой в июле 1999 года за отсутствием состава преступления уголовное дело было прекращено.

Приказало долго жить и дело по продаже вертолетов приморской авиакомпании «Роса». В ходе следствия по фактам реализации ей восьми вертолетов Ми-8Т военной прокуратурой ДВО было установлено, что виновным во всех грехах являлся другой замначальника армейской авиации ДВО -- полковник Алексашин, который лично оказывал помощь руководству авиакомпании в приобретении техники. В 1997 году офицер при загадочных обстоятельствах погиб в ДТП. После официально признанного факта несчастного случая уголовное дело и на этот раз было прекращено -- как следует из решения Дальневосточной транспортной прокуратуры, также за отсутствием состава преступления. Все остальные фигуранты тогда остались в живых и не потеряли своих должностей. Кто-то был наказан в служебном порядке и в худшем случае лишился популярной у военных 13-й зарплаты, а кое-кто расстался с квартальной премией.Крейсеры под видом лома

Параллельно с воздушным скандалом всплыл и другой -- морской. Министерство обороны заключило контракт с южнокорейской компанией Young Distribution на продажу под видом лома черных металлов выведенных из состава флота тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск». Под видом металлолома Минобороны России пыталось продать Сеулу достаточно современное электронное оборудование и вооружение, установленное на крейсерах. В результате проведенной прокуратурой проверки выяснилось, что на крейсерах действительно находились суперсекретные радиолокационные, навигационные, зенитно-ракетные и прочие комплексы, различные вооружения и полное техническое оснащение. Кроме того, ко всей аппаратуре была приложена документация с описанием, порядком эксплуатации и схемами устройств.

В результате крейсер «Минск» был продан за 4,5 млн долларов, а «Новороссийск» -- за 4,3 млн долларов, хотя, по утверждению специалистов, только цветных металлов на кораблях находилось на 14 млн долларов. Несколько позже крейсер «Минск» у корейцев перекупили коммерсанты из КНР, и сегодня олицетворение советской мощи стоит в гавани города Шеньчжень. Китайцы сделали из корабля развлекательный центр и музей «Мир Минска».

Превышение служебных полномочий, халатность, мошенничество в крупных размерах, должностной подлог и нецелевое использование средств, вырученных от продажи кораблей, -- такие обвинения были предъявлены фигурантам дела на Тихоокеанском флоте и командованию ВМФ РФ. Однако никого в полной мере тогда наказать не удалось. Теперь следователи Генеральной прокуратуры РФ намерены довести дело до конца с учетом новой поступившей информации, которая опять же держится в секрете.И много другого всякого

Теперь военным прокурорам придется разбираться не только в этих аферах. На Дальнем Востоке на днях они приступили к проверке законности еще и сделок по продаже за границу бронетанкового имущества. В течение последнего десятилетия в процессе реформирования вооруженных сил произошло высвобождение значительного количества другой техники. Органы военного управления оказались не готовы к этому. Значительная часть военного имущества была либо продана за бесценок, либо просто брошена, а государству нанесен значительный ущерб. В числе бесхозно оставленных оказались полигоны, стрельбища, военные городки и, что самое главное, бронетанковая техника.

Так, в результате реорганизации воинских формирований на территории Еврейской автономной области оказались брошенными танковые огневые точки (танки ИС-3) бывших укрепрайонов. Военные сняли с них вооружение, а корпуса танков оставили без охраны и утилизации не провели. Бронетанковая техника была разграблена местными жителями, а в ряде случаев разобрана ими на металлолом. Не лучше ситуация и на приграничных участках в Хабаровском крае и Приморье.

21 мая прошлого года, к примеру, правоохранительными органами была предотвращена попытка вывоза в Китай в виде черного лома фрагментов танков ИС-3. На территории Нижне-Ленинского порта ЕАО было обнаружено (и до настоящего времени находится там) более 200 тонн фрагментов танков ИС-3, подготовленных к отправке за границу без документов, разрешающих проведение этой коммерческой операции. В другом случае заместителем командира по вооружению войсковой части 61424 (село Бабстово ЕАО) полковником Сергеем Панюковым на основании фиктивного договора неправомерно передано ООО «Прис» 124 тонны черного металла фрагментов танков ИС-3. Материалы более года находятся в прокуратуре Биробиджанского гарнизона, однако решение по ним не принято. Теперь все эти дела должны будут получить новый виток.

Комментировать положение дел в прокуратуре ДВО особо не стремятся, ссылаясь на то, что расследование проводится непосредственно в Москве. Ведь до сих пор на скамью подсудимых не сел ни один из высших офицеров как Министерства обороны, так и Дальневосточного военного округа. По крайней мере, начавшаяся проверка в Генпрокуратуре РФ может инициировать цепную реакцию, и на свет появятся новые дела по фактам распродажи государственной военной собственности на дальневосточных рубежах.

Максим ГЛАДКИЙ, Хабаровск