Время новостей
     N°83, 14 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.05.2002
Против лома
У рыбных портов Приморья забрали последнее
В трудовых коллективах приморских портов нарастает волна протеста против приказа Государственного таможенного комитета РФ №346, запрещающего с 18 мая текущего года экспорт лома черных металлов через гавани Дальнего Востока. Громче других свое недовольство новым порядком выражают представители рыбных портов, которые, лишившись в последние годы профильных грузопотоков, получали значительную часть доходов именно за счет дешевой погрузки металлолома на корабли, отплывающие в Юго-Восточную Азию.

«Приказ ГТК может привести к банкротству Владивостокский морской рыбный порт», -- говорится в обращении докеров предприятия к Владимиру Путину, распространенном в дни майских праздников. По итогам работы ВМРП в 2001 году доля металлолома составила 32% грузооборота, а за четыре месяца 2002 года -- 44%. «Исключение порта из перечня мест вывоза металлолома для нашего коллектива почти трагедия», -- пишут рабочие президенту.

В апреле текущего года таможенники исключили все крупнейшие порты региона -- в том числе Владивосток, Находку, Восточный, Советскую Гавань и Ванино -- из перечня мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов черных металлов. Соответствующий приказ был издан после того, как администрация Хабаровского края обратилась в правительство РФ по вопросу дополнительного ограничения вывоза российского лома в страны АТР. Инициаторы ограничений утверждают, что в прошлом году из России в Юго-Восточную Азию было вывезено почти вдвое больше лома черных металлов, чем в Европу. В результате запасы вторчермета на Дальнем Востоке донельзя истощились.

Однако местные переработчики лома с этим не согласны. Генеральный директор владивостокской компании «Промвторсырье» Евгений Пожитков, в частности, заявил журналистам, что таким образом хабаровские чиновники успешно лоббируют интересы местного монопольного покупателя ломов ОАО «Амурметалл», чем «фактически разрушают единое экономическое пространство России».

Ежегодно через порты региона в Азию экспортируется около 700 тысяч тонн лома черных металлов. По мнению портовиков и экспортеров, потеря столь значительной грузовой базы негативно повлияет и на транспортные предприятия, в числе которых ОАО «Дальневосточное морское пароходство», Забайкальская и Дальневосточная железные дороги. Сумма прибыли, недополученной предприятиями, занятыми в этой сфере, по оценкам скептиков, может составить 40 миллионов долларов в год.

Впрочем, ГТК РФ считает свое решение правомерным. Владивостокское информационное агентство «Восток-Медиа» со ссылкой на пресс-службу комитета сообщает, что высокая доходность экспорта за рубеж этого товара и многочисленность фирм-продавцов приводят к «увеличению во много раз количества случаев вандализма на объектах энергетики, транспорта и связи». Экспортные санкции, с точки зрения таможенников, должны предотвратить криминализацию торговли металлоломом. Государственный таможенный комитет подчеркивает, что решение о запрете экспорта поддержано полпредом президента в ДВФО Константином Пуликовским и отмене не подлежит.

Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток