Время новостей
     N°82, 13 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.05.2002
Пива много не бывает
Пивной бум закончится не раньше 2005 года
Российский пивной рынок многие эксперты относят к числу наиболее быстрорастущих рынков мира. Причем темпы его роста стремительно увеличиваются: если в прошлом году они составляли 20%, то по итогам первых трех месяцев 2002 года уже зарегистрирован прирост на уровне 25%. И это еще не предел: ряд аналитиков считают, что должно пройти как минимум 2,5--3 года, чтобы рост замедлился.

При этом развитие рынка определяется тремя ведущими факторами. Во-первых, хотя отрасль и переживает бум, ей еще далеко до полного насыщения потенциальных потребительских аппетитов. В России в 2001 году средний объем потребления составлял 42--44 литра пива на душу населения, в Центральной и Восточной Европе -- 68 литров, в Западной Европе -- 75 литров. Если вспомнить, что «германская душа» пьет и вовсе 170 литров в год, становится понятно, что рынку действительно есть куда расти.

Второй определяющий фактор: на рынке безраздельно господствуют транснациональные концерны с западным капиталом, но ни один российский (в чистом виде) пивоваренный холдинг пока еще «не бродит и не пенится». При этом мелкие региональные производители сходят со сцены, а доля «западников» все растет. И как следствие этого -- третий фактор: пивная отрасль России -- одна из немногих в нашем отечестве, которая может похвастаться тем, что производимый ею продукт по качеству полностью соответствует мировым стандартам.Пиво против водки

Аналитики расходятся в оценках относительно емкости пивного рынка России: они колеблются между 100 и 150 млрд руб. «По нашим оценкам, в среднем оборот рынка составляет около 100 млрд рублей», -- говорит Павел Бирюков, и.о. начальника отдела маркетинга ОАО «Пивоваренная компания «Балтика». А в петербургской инвестиционной компании АВК считают, что в прошлом году в стране было сварено и продано пива на 4 млрд 748,5 млн долларов. По данным того же источника, в этом году объем производства напитка составит 5 млрд 67 млн долларов, в 2003 году -- 5 млрд 148 млн долларов. А к 2005 году рынок, прогнозируют аналитики АВК, дорастет до 5,3 млрд долларов. Если в 1999 году суммарный объем производства пива в России составлял 450 млн дал, то в 2001 году -- уже 631 млн дал. К 2005 году рынок по сравнению с 1999 годом почти удвоится и дорастет до 845 дал.

Тем не менее некоторые аналитики высказывают опасение, что рост может замедлиться не с 2005, а уже с 2003 года. В частности, маркетологи пивоваренной компании «Вена» утверждают, что с начала будущего года акцизы на пиво будут увеличены на 25%, что конечно же отразится как на цене напитка, так и на объеме производства. Таким образом, считают аналитики, если начиная с 1996 года, когда начался «пивной бум», пивовары почивали на лаврах сокрушительной победы над конкурирующими производителями крепких напитков, то в ближайшее время «водочники» могут отвоевать часть утраченных позиций.

«Поскольку потребители в России достаточно чувствительны к цене, в связи с увеличением стоимости пива люди могут переориентироваться опять-таки на крепкие алкогольные напитки, что весьма отрицательно скажется на здоровье населения», -- заявили в компании «Вена».

Пивовары опасаются, что снизить темпы роста могут необоснованные законодательные «рогатки». Президент ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Таймураз Боллоев за всеми нападками на пиво чиновников и депутатов склонен усматривать «лоббирование производителей водки». В частности, именно так он объяснил принятый недавно Госдумой запрет на использование людей в «пивных» рекламных роликах, посетовав, что это «задержит рост рынка». Директор Bravo International Виктор Пятко дает понять, что «гонения на пиво» объективно могут быть выгодны «водочникам», хотя признает, то доказательств участия в этом конкурентов нет.

Как отметил Павел Бирюков, в основном по рынку бьют не сами гонения, а использование их в «черном пиаре» конкурентами. «Создается отрицательный образ пивоваров, чтобы пива покупали меньше», -- говорит Боллоев.

«Если бы не было непрерывного и значительного повышения акцизов на водку, а также различных ограничений на места ее продажи, то пивоваренная отрасль России вряд ли развивалась бы такими быстрыми темпами», -- констатируют в АВК.ТНК побеждают на всех фронтах

Но пока бурный рост потребления пива в России и относительно спокойный режим налогообложения привлекают в отрасль большие инвестиции транснациональных компаний (ТНК), контролирующих около 60% рынка и все крупные предприятия. При этом из 400 пивзаводов России десять дают 60% объема производства. На российском рынке представлены все пять крупнейших пивных концернов: индийско-бельгийский SUN-Interbrew, африканский South African Breweries (SAB), голландский Heineken, британский Scottish & Newcastle и норвежско-датский Carlsberg Breweries A/S.

Сейчас лидером рынка в России является Baltic Beverages Holding (BBH), по разным оценкам, производящий от 30 до 35% российского пива и владеющий концерном «Балтика» (производственные площадки в Петербурге, Туле и Ростове-на-Дону). ВВН также контролирует ОАО «Ярпиво», ОАО «Пикра» (Красноярский край), ОАО «Золотой Урал», ОАО «Челябинское пиво». Carlsberg Breweries владеет 50% акций BBH и 50% ОАО «Вена» -- сейчас идет процесс передачи этого предприятия в состав BBH. Второй половиной названного холдинга владеет Scottish & Newcastle через принадлежащий ему финский Hartwall.

На втором месте стоит SUN-Interbrew -- она владеет восемью заводами: «Бавария» (Санкт-Петербург), ЗАО «Ивановская пивоваренная компания», ЗАО «Клинский пивкомбинат» (Московская область), ОАО «Курская пивоваренная компания», ОАО «Пермская пивоваренная компания», ОАО «Поволжье» (Волгоградская обл.), ЗАО «Росар» (Омск) и ЗАО «Саранская пивоваренная компания». По оценке аналитиков «Балтики» и АВК, на долю этого холдинга приходится около 12% рынка.

Доля остальных ТНК на рынке России пока невелика: по сведениям АВК, SAB, владеющий Калужской пивоваренной компанией (производит лицензионные сорта Holsten, Staropramen и Miller), занимает около 1,8%, турецкая Efes Beverages Group (Московская пивоварня «Князь Рюрик Эфес») -- 2,4%, Bravo International (недавно купленная Heineken и помимо собственного бренда «Бочкарев» производящая лицензионное Lowenbrau и Bear Beer) -- около 5%. Из крупнейших мировых производителей на рынке России пока не представлены такие пивные гиганты, как Anheuser-Busch (США), Ambev (Бразилия), Asahi и Kirin (Япония). Несмотря на то что эти производители ориентируются в первую очередь на местные и близлежащие рынки, Anheuser-Busch, например, уже заявил о своей заинтересованности в выходе на российский рынок. В связи с этим эксперты предрекают ожесточение конкуренции и маркетинговой битвы за потребителя, в особенности между BBH и Heineken. Последний, по утверждению директора Bravo International Виктора Пятко, не намерен ограничиваться одним заводом. Зато BBH приступил к строительству заводов в Хабаровске и Самаре и рассматривает возможность запуска аналогичного проекта в Средней Азии.Русские не сдаются

Что касается собственно российских производителей пива, то аналитики едины: большая часть из них находится в тяжелом финансовом положении и не имеет выбора -- им нужно либо «продаваться» концернам, либо уходить с рынка. Себестоимость производства на мелких пивзаводах, по данным АВК, в три-четыре раза выше, чем в крупных компаниях.

Тем не менее крупнейшим «непродавшимся» успешным заводом остается «Очаково», занимающий 9% рынка и остающийся на втором месте по объемам производства в России после «Балтики». «Хорошие перспективы на рынке имеет ОАО «Красный Восток», которое также входит в десятку крупнейших производителей России и дает около 8,2% напитка», -- говорят в АВК. Есть и другие российские предприятия, удерживающие свою нишу: новосибирский завод ВИНАП, «Иркутскпищепром», Комбинат пивобезалкогольных напитков в Башкортостане, а также питерский «Степан Разин». «Без иностранных инвестиций смогли выжить и успешно развиваться лишь те, кто заручился поддержкой местных властей», -- считают в АВК.

По данным этой же компании, в ближайшее время стоит ожидать появления на рынке двух «чисто российских» пивных холдингов.

Один из них в позапрошлом году начал формировать концерн Wimm-Bill-Dann. Теперь компания уверяет, что пивные активы проданы сторонним акционерам, однако многие участники рынка считают, что через аффилированные компании Wimm-Bill-Dann контрольный пакет крупнейшего производителя на Дальнем Востоке ОАО «Пивоиндустрия Приморья» и нижегородского пивоваренного завода, и собирается приобрести пивзавод в Подмосковье.

О втором холдинге помышляет Московский пивобезалкогольный комбинат «Очаково»: он создал филиал в Краснодаре, проявляет интерес к Слуцкому, Брестскому и Витебскому пивзаводам.Потребитель предпочитает качество

Высокое качество производимого продукта избаловало российских любителей пенного напитка. «Сегмент высококачественного пива «премиум» сейчас является самым быстрорастущим на рынке, причем как в той его части, где позиционируется высококачественное отечественное пиво, так и в части лицензионных брендов. По нашим оценкам, эта тенденция сохранится и в ближайшие годы, и если сейчас сегмент «премиум» занимает около 14,7% рынка, то к 2004 году эта доля возрастет до 19,6%», -- убеждены маркетологи «Вены». «Среди российского пива наибольший рост продаж продемонстрировали сорта «премиум», к которым относятся «Балтика», «Невское», «Клинское», «Золотая бочка», «Бочкарев» и «Старый мельник», -- вторят в АВК. В этой же компании указали на «традиционное предпочтение россиянами пива отечественного производства, так как более мягкий вкус импортного пива в меньшей степени отвечает пристрастиям российских потребителей». Как отметил маркетолог «Балтики» Павел Бирюков, «сейчас мы наблюдаем снижение интереса к темным сортам пива».

Аналитики расходятся во мнениях о том, стоит ли ожидать появления на рынке новых «громких» марок. Например, на «Вене» ситуацию для создания новых брендов считают благоприятной: «Российские потребители пива не очень лояльны, они довольно легко перестраиваются с одного бренда на другой, они всегда хотят попробовать что-нибудь новое». Глава Bravo International убежден, что вопрос раскрутки новой марки -- это вопрос бюджета. А Павел Бюрюков считает, что «национальный бренд не запускается -- он создается годами. Поэтому можно говорить лишь об усилении в ближайшие годы позиций крупных брендов, их попытках завоевать значимые позиции в большинстве регионов. Пока это удалось лишь марке «Балтика», доля которой практически во всех регионах превышает 10%».

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург