Время новостей
     N°75, 30 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.04.2009
Любить дракона
Книга и выставка «Замороженный медведь» развивают бред российской реальности
Русских художников, которых выставляют на Западе, можно разделить на правых и левых -- западные кураторы выбирают в зависимости от того, нужен им зрелищный имперский размах или социальная критика. В поле зрения кураторов в последнее время редко попадают те, кто выбрал третий путь и смотрит на Россию «третьим глазом», -- группы художников «Медицинская герменевтика» (МГ) и «Облачная комиссия» (ОК). Хотя именно их излюбленный метод «шизоанализа» идеален для понимания российской действительности и ее советской предыстории. В начале этого года на рубеже Северного моря и Атлантического океана в голландском «Кунстхалле Ден Хелдер» состоялась выставка «Замороженный медведь, или Русская история как глобальный ребус», представившая авторов вышеупомянутых объединений и близких к ним. Куратор выставки -- Аркадий Насонов, глава ОК.

Голландцы, которым вовсе не чужды психоделические практики, увидели объяснение нашей жизни на языке галлюцинаций и пророческих видений. В Москве же выставку, где представлены работы с конца 80-х по нынешний день, можно будет посмотреть в виде книги, которая в мае появится в книжных магазинах «Фаланстер». Язык не поворачивается назвать ее каталогом, так как каталог часто неверная память об увиденном, здесь же книга является отправной точкой для выставки, ее рубрики и тексты дают ключ к прочтению произведений.

От внутреннего устройства книги у современного дизайнера волосы бы встали дыбом. Больше всего она напоминает страничку с ребусами и загадками в советских детских журналах, а никак не представление отдельных авторов и работ. Ребусом все это и является, и самостоятельные произведения толпятся на страницах как обширный вспомогательный материал для попытки расшифровать национальную идентичность, которая оказывается ни больше ни меньше чем загадкой, сном, подсознанием мира.

Устройство книги и выставки в начале обозначено в шараде, которая напоминает систему запоминания гимназистами порядка цветов в российском флаге, «правило бесика» -- БЕлый, СИний, Красный (которое превратилось в советское время в ассоциацию с КГБ -- Красный, Голубой, Белый). Сергей Ануфриев, один из основателей «МГ», создал для книги систему запоминания и толкования смены правителей страны: «России стало лень (Ленин), все стало (Сталин), потом хрустнуло (Хрущев), показался бережок (Брежнев), на берегу -- горб (Горбачев), на берегу -- ель (Ельцин), дальше -- путь (Путин), на пути -- медведь (Медведев)». Именами правителей названы главы «Замороженного медведя», а сама книга стала богато проиллюстрированной шарадой.

С одной стороны, иллюстрации нужны для детей, и русские -- отчасти дети (в книге отношения русского народа с властью выразительно описал через отношения детей и взрослых искусствовед Виктор Тупицын). С другой стороны, русские, живущие в бредовой действительности и порождающие ее, -- пациенты, тогда иллюстративный материал нужен для терапии. И в «Замороженном медведе» бред бредом вышибают, тщательно анализируя все стадии.

Так, в картинах Батынкова и Филиппова полет стаи птиц в небе складывается в пророческие слова и знаки из советского времени. В той же системе бреда, регулирующего жизнь природы, в настоящей Госдуме появляется законопроект "прекратить перелет птиц" якобы для того, чтобы предотвратить эпидемию птичьего гриппа. Или вот любят медгерменевты и облачники обратиться к русским народным сказкам и рассмотреть архетипы для объяснения нынешней реальности (например, Кремль у них называется «избушкой ледяной», а Лубянка -- «избушкой лубяной»). Тут и власть начинает интересоваться сказками: появляется законопроект «проверить издаваемые русские народные сказки на предмет нравственности». Как рассказал депутат Федоткин о собрании А.Н. Афанасьева: "Нет сомнения, что такими сказками не воспитаешь ни чувство патриотизма, ни чувство порядочности".

Уже после открытия голландской выставки, весной этого года, Сергей Ануфриев провел экскурсию по Манежной площади, охарактеризовав ее как «Музей Медгерменевтики», то есть комплекс, якобы созданный Зурабом Константиновичем по бессознательному заказу художественной группы МГ. Оказывается все, что висит в воздухе, вся тонкая материя коллективного подсознания, так или иначе застывает в памятниках, бронзе или камне. Видимо, Зураба Константиновича в глубине души волновало то, что находилось на поверхности обсуждения группы МГ. И он нашел идеальное монументальное воплощение этому. На Манежной площади главное -- Георгий Победоносец, герб Москвы. Но его самого найти трудно, зато можно найти крупного змея -- если смотреть внимательно. Как рассказывал на экскурсии Ануфриев, во время строительства площади был вскрыт участок реки Неглинки, заключенной ранее под землю, то есть участок хтонического древнего змея, мозаичную чешую которого можно увидеть на дне серии фонтанов -- бронзовых персонажей из русских сказок.

Кстати, на Поклонной есть скульптура того же автора -- там Георгий простым копьем умело тычет в змея так, что он оказывается разрезан на аккуратные кругляши, подобно колбасе. Что это -- борьба с обществом потребления, зацикленном на наличии колбасы как признаке счастья? Или, наоборот, святой, который собрался пригвоздить фуршетное канапе? Вообще образ победителя, следуя системе МГ и ОК, оказывается неоднозначным: так, Петр Великий видится насаженным на верх Ростральной колонны, на которую римляне вешали носы побежденных кораблей, то есть Петр становится главным пораженцем.

В сущности, это великолепные вещи -- хотя бы потому, что они пугают москвичей и гостей столицы. Потому и пугают, что страшно смотреть в зеркало, смотреть вещие сны. И практика «Медгерменевтики» и «Облачной комиссии» помогает их принять и осознать.

Диана МАЧУЛИНА
//  читайте тему  //  Выставки