Время новостей
     N°71, 24 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.04.2009
Летите, голуби, летите
На фестивале в Канне для России -- особый взгляд
Итак, объявлена программа 62-го Каннского фестиваля, который пройдет с 13 по 24 мая. Организаторы уже объявили, что из-за кризиса все пройдет значительно скромнее обычного -- уменьшится количество вечеринок, приемов, гостей. Впрочем, на уровне конкурса эта экономия не отразится, скорее наоборот -- чем ниже пена, тем лучше качество основного блюда.

Возможно, фильмы, представленные в основном конкурсе, окажутся не так хороши, как ожидается, но почти все главные кинематографические авторитеты тут присутствуют. «Разорванные объятия» Педро Альмодовара, «Белая пленка» Михаэля Ханеке, «В поисках Эрика» Кена Лоуча, «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино, «Антихрист» Ларса фон Триера, «Лицо» Цая Минь Ляна, «Месть» Джонни То, «Дикий тростник» Алена Рене, «Победить» Марко Белоккио, «Жажда» Чхан-Ук Пака, «Яркая звезда» Джейн Кэмпион, «Взятие Вудстока» Энга Ли -- просто парад имен.

Вне конкурса будет показан фильм Терри Гиллиама «Воображение доктора Парнассуса» и «Агора» Алехандро Аманабара. Не оказалось в финальном списке картины братьев Коэнов «Серьезный человек» и «Границ допустимого» Джима Джармуша, что ранее предполагалось.

Российских картин, как и в прошлом году, в основном конкурсе нет. Нет даже представителей нашего кинематографа в жюри: ни в основном, под председательством Изабель Юппер, ни в коротком метре -- а ведь этот утешительный ярлычок нам давали довольно часто.

Зато в «Особом взгляде» -- что довольно почетно, а для молодых даже перспективно (приз в этой программе вручается с формулировкой: «самый оригинальный по идейному содержанию и эстетике фильм, отражающий свежесть кинематографического взгляда») -- есть сразу две российские картины. Оба их автора -- давние знакомые для Канна.

Павел Лунгин в каннском основном конкурсе не просто бывал, но и получал награды: приз за режиссуру -- «Такси-блюз» (1990), приз за актерский ансамбль -- «Свадьба»(2000). На этот раз он покажет большой костюмный фильм из русской истории «Иван Грозный и митрополит Филипп» (для западных прокатчиков его назвали просто «Царь»). Это мировоззренческая драма (в главных ролях Петр Мамонов и Олег Янковский) по сценарию писателя Алексея Иванова (автора романа «Золото бунта»). Рассказывается здесь история противостояния первого русского монарха и монаха Филиппа, бывшего до восшествия на престол митрополита настоятелем Соловецкого монастыря, выступавшего против опричнины и отказавшегося благословить своего государя (что запечатлено на известной картине Василия Пукирева «Иван Грозный и митрополит Филипп в Успенском соборе»).

Молодой режиссер Николай Хомерики тоже в Канне не новичок. Он уже участвовал в «Особом взгляде» в 2006 году с полнометражной картиной «977», а до того получал приз в программе киношкол за короткометражку «Вдвоем».

Новый его фильм «Сказка про темноту» поставлен по сценарию Александра Родионова, оператор Алишер Хамидходжаев, продюсер Роман Борисевич, в главной роли Алиса Хазанова, дочь известного актера. Это история про молодую милиционершу, занимающуюся рискованными экспериментами над собственными чувствами. В поисках любви и приключений она провоцирует своих знакомых на решительные действия, отталкивает их, борется с одиночеством при помощи уроков танцев, пытается полюбить -- хоть мужчину, хоть ребенка, и все же снова кружит по улицам Владивостока, не находя себе применения.

Две другие программы фестиваля -- «Двухнедельник режиссеров» и «Неделя критики» -- будут объявлены позже. На участие в них претендуют дебютанты российского кино Василий Сигарев с фильмом «Волчок», снятым по собственному сценарию, и Алексей Мизгирев. «Бубен, барабан» -- его второй фильм, первый назывался «Кремень» и был отмечен призом за лучший дебют на «Кинотавре».

Пока все сокращают представительства, Россия его расширяет, арендуя для своего павильона вдвое больше площади, чем раньше, аж 150 метров. В один день, скопом, там будет представлено «новое российское кино», снятое в этом году: «Я» Игоря Волошина, «Кислород» Ивана Вырыпаева, «Европа--Азия» Ивана Дыховичного, «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова, еще не законченные «Мишень» Александра Зельдовича и «Generation П» Виктора Гинзбурга, и другие малобюджетные произведения. Зато в другой день отдельной презентации будет удостоен фильм «Путь», про который в проспекте сказано, что он может претендовать на включение в Книгу рекордов Гиннесса по количеству спортивных звезд, участвующих в съемках. Очень по-новорусски -- показать в центре фестивального кино боевик с заслуженным мастером по дзюдо в главной роли.

Возможно, Министерство культуры РФ и «Совэкспортфильм», организующие работу павильона, надеются, что именно такое кино поможет России проложить дорогу к главному призу. Потому что наша страна до сих пор так и не повторила пока победу Калатозова, получившего единственную российскую «Пальмовую ветвь» за фильм «Летят журавли» в 1958 году. Пятидесятилетие этого приза русский павильон широко отметил в прошлом году.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино