Время новостей
     N°80, 07 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.05.2002
Десять лет без Красной армии
Российские военные рапортуют о своих постсоветских достижениях
Ровно десять лет назад Россия обзавелась важнейшим атрибутом государственности: 7 мая 1992 года Борис Ельцин подписал указ №466 «О создании Вооруженных сил Российской Федерации». Этот документ поставил окончательную точку в истории существования СССР: лидеры новорожденных государств уже и без того азартно делили доставшееся им советское наследство, но Москва до последнего пыталась сохранить свой контроль над всей военной структурой распадающейся сверхдержавы. К маю стало ясно, что это уже не удастся, более того, дальнейшее промедление становилось смертельно опасным. Даже не столько для самой России, сколько для окружающего мира. Это было одним из многочисленных парадоксов, происходивших тогда на одной шестой части суши. Любая другая страна создает собственную армию для защиты суверенитета и правопорядка на своей территории. В России 92-го юридическое оформление национальных вооруженных сил потребовалось в первую очередь для того, чтобы сохранить порядок в более чем трехмиллионной Красной армии, имеющей в своем распоряжении крупнейшие в мире арсеналы не только обычных вооружений, но и оружия массового поражения -- ядерного, химического, биологического. И как бы ни были сложны и неоднозначны для армии события последовавшего за указом №466 десятилетия, свою главную роль он все-таки выполнил: военный «развод» постсоветских государств обошелся без глобальных катаклизмов.

Примечательно, что в качестве нового «дня российской армии» 7 мая так и не прижилось. Правда, в первые несколько лет Борис Ельцин еще пытался напомнить военным о своем указе, обращаясь к ним в начале мая с традиционным «Письмом Верховного главнокомандующего личному составу Вооруженных сил». Но поскольку сами офицеры все равно упорно предпочитали отмечать свой профессиональный праздник 23 февраля, Кремль в конце концов решил им в этом не мешать, ограничившись переименованием «дня Советской армии» в политкорректный «день защитника Отечества».

Впрочем, с выполнением указа № 466 возникли и куда более серьезные проблемы, чем перенос праздничных дней. Целый ряд принципиальных положений, декларированных Борисом Ельциным десять лет назад в качестве основы для создания российской армии, не удается выполнить и по сию пору. Пожалуй, самой болезненной из этих проблем остается переход армии на профессиональную основу, зафиксированный в четвертом пункте ельцинского указа: «Министерству обороны РФ в ходе строительства Вооруженных сил разработать и внести предложения по:

- содержанию военной реформы в армии и на флоте;

- сокращению численности и боевого состава Вооруженных сил РФ, расходов на содержание с учетом поэтапного перехода на профессиональную армию...» Наверное, излишне напоминать о том, что к «разработке предложений» по отмене призыва Минобороны спешно приступило только минувшей зимой, да и то лишь после того, как СПС пробился в Кремль со своим проектом профессионализации армии.

Зато чего-чего, а уж «предложений по содержанию военной реформы» за прошедшее десятилетие Минобороны сгенерировало более чем достаточно. За «отчетный период» российская армия успела ликвидировать в своем составе сухопутные войска и вновь их воссоздать. Расформировать военно-космические силы, а спустя несколько лет приступить к созданию «новых» космических войск. Уничтожить командные структуры так называемых стратегических направлений и с огромным трудом начать восстанавливать их практически с нуля. В итоге чтение «юбилейной справки», подготовленной российским Минобороны к десятилетию указа №466, местами вызывает чувства близкие к дежа-вю. Скажем, в числе «предпраздничных достижений» военного ведомства в ней фигурирует «подготовка к опытному боевому дежурству РЛС «Волга» (Барановичи, республика Беларусь)», то есть стратегического объекта системы предупреждения о ракетном нападении, построенного еще в советские времена, наладка которого идет ровно столько же лет, сколько существует российская армия.

Юрий ГОЛОТЮК