Время новостей
     N°72, 27 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2009
Правила сбора
В Германии ужесточается налоговый контроль
В Германии для «налоговых грешников» наступают тяжелые времена. После многомесячных споров федеральный кабинет министров во главе с канцлером Ангелой Меркель утвердил проект закона об укрывательстве налогов, который должен вступить с силу в мае.

На экстраординарные меры правительству пришлось пойти в ожидании резкого падения налоговых сборов. По подсчетам экспертов, в текущем, а также четырех последующих годах федеральный центр, земли и коммуны недосчитаются приблизительно 200 млрд евро по сравнению с тем объемом, что сейчас планирует минфин. В этом году налоговая недостача составит 25--30 млрд евро. В последующие годы «налоговая дыра» будет расти. Как утверждают эксперты, снижение налоговых поступлений, в частности, будет связано с антикризисными мерами самого же правительства, которое предоставляет значительные фискальные льготы. Обнародование экспертных оценок, видимо, должно морально подготовить налогоплательщиков к ожидаемой 14 мая публикации официальной оценки налоговых поступлений в казну государства в период с 2009 по 2013 год.

Автором идеи нового законопроекта стал федеральный министр финансов Пеер Штайнбрюк, входящий в социал-демократическое крыло нынешней правительственной коалиции. Хотя консервативные христианские демократы и пытались сгладить некоторые, с их точки зрения, острые углы готовящегося документа, главе минфина все же удалось настоять на своем проекте. Закон, как отмечают эксперты, отвечает международным стандартам, принятым Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Последние позволяют добиваться большей транспарентности в отслеживании различными государствами подозрительных финансовых потоков, более широкого обмена информацией в этой сфере, а также облегчать следственные действия налоговых органов в так называемых некооперативных государствах, или «налоговых оазисах».

Формально, в черных списках ОЭСР сегодня не числится ни одно из таких государств. Не пожелали оставаться финансовыми изгоями последние непримиримые «оазисы», такие как Коста-Рика, Малайзия, Филиппины и Уругвай. Они также подписались под требованием выполнять стандарты ОЭСР по обмену информацией о налоговых преступлениях.

Согласно проекту закона об укрывательстве налогов федеральному правительству Германии предоставляется право с согласия бундесрата (верхняя палата парламента) издавать специальные распоряжения. Так, лицо, поддерживающее деловые отношения с другим государством, не отвечающим стандартам ОЭСР по обмену информацией, будет обязано выполнять повышенные требования немецких налоговиков -- предоставлять доказательства, подтверждения, а также лично кооперироваться с ними. В противном случае ему могут сократить налоговые льготы.

В целом будет применяться единое правило: чем больше иностранное государство сотрудничает с германскими властями на основе стандартов ОЭСР, тем меньше доказательств и прочей дополнительной информации будут требовать с предпринимателей фискальные органы. А если с каким-нибудь государством или регионом у Германии есть специальные межправительственные соглашения, обеспечивающие поток банковской информации на основе стандартов ОЭСР, то повышенные требования налогоплательщику не грозят.

Формально в Европе все «налоговые оазисы» приняли линию, выработанную ОЭСР. Не в последнюю очередь это произошло под международным давлением, вдохновителями и организаторами которого во многом были германский канцлер Ангела Меркель и г-н Штайнбрюк. Однако согласие с выработанными стандартами таких стран с традиционно «благоприятным» налоговым климатом, как Швейцария, Люксембург или Лихтенштейн, до сих пор носит во многом декларативный характер. И пока международные нормы не стали там частью официальной юридической практики, будет сохраняться и благоприятная почва для финансовых гешефтов с налоговыми беглецами, считает минфин Германии. А новый закон в подобных случаях существенно расширит возможности для проведения соответствующих расследований.

Юрий ШПАКОВ, Берлин