Время новостей
     N°71, 24 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.04.2009
Газовая лихорадка
Европа поддалась соблазну заполучить доступ к туркменским ресурсам
Противоречия между Россией и Туркменистаном в сфере развития газового сотрудничества позволило Брюсселю добиться невиданного прогресса в отношениях с Ашхабадом. 22 апреля Европарламент проголосовал за подписание временного торгового соглашения между Брюсселем и Туркменией -- 11 лет спустя после начала процесса его подготовки. Произошло это всего за день до организованной туркменским лидером Гурбангулы Бердымухамедовым международной конференции высокого уровня «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества» и ровно за две недели до ожидаемого визита президента в Прагу на саммиты, посвященные «Восточному партнерству» и газопроводу Nabucco.

Как сообщил «Времени новостей» высокопоставленный европейский чиновник, министр иностранных дел председательствующей в ЕС Чехии Шварценберг специально прибыл в Страсбург, что объяснить депутатам парламента все преимущества такого решение. По его словам, оно даст легальную юридическую базу для методичной работы с Ашхабадом по выстраиванию долговременной энергетической стратегии в Европе.

Вчера же посол Еврокомиссии в Казахстане, Киргизстане и Таджикистане Норбер Жустен вручил г-ну Бердымухамедову верительные грамоты, подтверждающие его аккредитацию в качестве посла Брюсселя в Ашхабаде. Г-н Жустен отметил, что «это событие отражает возрастающую значимость отношений между ЕС и Туркменистаном».

В то же время, по информации «Времени новостей», Брюссель сумел надавить на Болгарию с тем, чтобы та отказалась от подписания с Россией обязывающего соглашения по «Южному потоку», продвигаемому Москвой противовесу проекту Nabucco. Мероприятие должно было состояться в рамках международного газового форума, стартующего сегодня в Софии. Именно в связи с этим несколько дней назад Владимир Путин отменил свой визит в болгарскую столицу, направив на саммит министра энергетики Сергея Шматко. Министр иностранных дел Болгарии Ивайло Калфин заявил, что его страна не готова в сейчас подписать бумаги. По его словам, «разногласия могут быть сняты в обозримом будущем». Источник, близкий к российскому правительству, сообщил «Времени новостей», что теперь подписание документа ожидается на следующей неделе, в ходе визита в Москву болгарского премьера Сергея Станищева. Впрочем, он не исключил, что на Софию будет вновь оказано политическое воздействие, дабы предотвратить прогресс по «Южному потоку» до того, как Nabucco (для которого Болгария также является ключевой транзитной страной) получит согласованный межгосударственный договор. Брюссель рассчитывает подписать его после саммита в Праге, но до конца первого полугодия.

Туркменский газ является последней надеждой на воплощение в обозримом будущем проекта трубопроводных поставок в ЕС в обход России значительных объемов топлива. Политика диверсификации экспорта, которую провозгласил Гурбангулы Бердымухамедов, способствует усилению активности европейцев. А обострение отношений между Ашхабадом и «Газпромом» (как известно, две недели назад МИД Туркменистана обвинил российского монополиста, закупающего 90% экспортных объемов газа в этой стране, в нарушении контракта и создании аварийной ситуации) стало удобным поводом для демонстративных шагов туркменского руководства навстречу Европе. 16 апреля в Ашхабаде был подписан меморандум о сотрудничестве между государственным агентством по углеводородным ресурсам и немецким концерном RWE, одним из участников проекта Nabucco (см. «Время новостей» от 17 апреля).

Впрочем, вчерашнее выступление президента Туркменистана на конференции свидетельствует о том, что договориться об условиях сотрудничества будет гораздо сложнее. Заявив о приверженности многовекторной политике в энергетической сфере, он перешел к главной теме -- к ценообразованию. «Вопрос суверенного права выбора маршрутов поставок энергоносителей напрямую связан с формированием цены на них... В этом контексте единственно правильной схемой формирования цены на природный газ являются прямые договоренности о ней между продавцом и покупателем, -- сообщил г-н Бердымухамедов. -- При этом логично, что именно страна-производитель определяет цену, основываясь на себестоимости добычи газа, которая весьма разнится в зависимости от климатических условий, глубины залегания углеводородов, способов их добычи и эксплуатации месторождений». По его словам, в рамках своих конкретных договоренностей с партнером-потребителем Туркменистан определяет цену на природный газ, основываясь на критериях затратности его добычи и тенденциях ценовой конъюнктуры на мировых рынках. «Такой подход к формированию цены представляется справедливым», -- подытожил президент.

С 1 января 2009 года «Газпром» платил «Туркменгазу» около 315 долл. за тысячу кубометров, что соответствует среднеевропейской цене за вычетом расходов на транзит и маркетинг. Другие покупатели, которым необходимо вложить в строительство транспортной инфраструктуры протяженностью 5--7 тыс. км (от туркменской границы до рынка сбыта), предложить аналогичный подход к ценообразованию вряд ли смогут. Поэтому Москва реагирует на заигрывания Ашхабада с европейцами достаточно спокойно. «Газпром» вообще никак не реагирует на туркменские обвинения и просто не берет газ, понимая, что в условиях финансового кризиса желающих финансировать туркменскую риторику может и не найтись. Как сказал «Времени новостей» высокопоставленный кремлевский чиновник, у «Газпрома» 57 меморандумов с компаниями по всему миру, «пусть сначала RWE подпишет контракт и проложит новую газопроводную систему, тогда и поговорим о конкуренции за туркменские ресурсы».

На официальном уровне между руководством России и Туркменистана царит благодушие. Вице-премьер по ТЭК Игорь Сечин по публичному поручению Владимира Путина отправился в Ашхабад, где провел несколько дней, встретился с г-ном Бердымухамедовым (сводки по итогам аудиенции богаты дружескими высказываниями и бедны конкретикой) и выступил на конференции. Доклад российского делегата был посвящен раскрутке предложенной президентом России Дмитрием Медведевым инициативы по разработке новой правовой базы в сфере международного энергетического сотрудничества (см. «Время новостей» от 22 апреля).

«Настало время разработать и принять новый документ, который реально обеспечил бы учет интересов всех участников, -- цитирует Игоря Сечина Интерфакс. -- В связи с этим Россия подготовила проект концептуальных подходов к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики и проект договора о преодолении чрезвычайных ситуаций в транзите энергетических материалов и продуктов, которые мы сегодня передаем организаторам конференции для распространения среди всех участников и последующего обсуждения». По его словам, этот документ может быть основой для разработки конвенции, предусмотренной итоговым документом проходящей в Ашхабаде конференции.

Алексей ГРИВАЧ, Аркадий ДУБНОВ