Время новостей
     N°62, 13 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.04.2009
Кокойты-парламент
В Южной Осетии готовятся к первым послевоенным выборам
На минувшей неделе в Южной Осетии, которую Россия признает независимой с августа 2008 года, прошли съезды политических партий, готовых бороться за места в республиканском парламенте нового созыва. Выборы назначены на 31 мая. Участвовать в них будут четыре партии -- президентская партия «Единство», коммунисты, социалистическая партия «Отечество» и Народная партия. Вокруг Народной партии в пятницу уже разразился скандал. Он свидетельствует, что через восемь месяцев после войны в Южной Осетии разгорается нешуточная политическая борьба. А Россия, похоже, как никогда раньше заинтересована в том, чтобы выборы на сопредельной территории прошли не так, как хочет местная власть, а честно и максимально прозрачно.

Республика должна выбрать свой пятый парламент. Первый, тот, который сделал автономную область республикой и провозгласил ее независимость от Грузии, был избран в 1990 году и назывался по старинке Верховным советом. Его основу составляло движение за суверенную Южную Осетию «Адамон ныхас» («Народное вече») во главе с Торезом Кулумбеговым и Аланом Чочиевым -- своего рода романтиками независимости. Кулумбеговский Верховный совет сразу же (безуспешно) обратился к съезду народных депутатов СССР с просьбой признать Юго-Осетинскую Советскую Республику субъектом новой союзной федерации. На годы работы этого первого парламента пришлись тяжелейшие годы грузино-югоосетинского конфликта и ввод миротворцев в 1992 году.

В 1994 году был избран второй парламент, в котором ведущую роль играли уже не романтики независимости, а коммунисты. Этот созыв провел в Южной Осетии конституционную реформу, благодаря которой в республике появился президент. В 1996 году им стал Людвиг Чибиров, до этого -- председатель парламента. Спикером вместо него стал Коста Дзугаев -- сейчас помощник президента Эдуарда Кокойты.

Третий парламент появился в 1999 году, в нем тоже было много коммунистов, но часть своих позиций они уступили социалистическому «Отечеству» под руководством «ветерана» «Адамон ныхас» Вячеслава Гобозова: он и сейчас собирается вести свою партию на выборы. Спикером третьего созыва стал лидер коммунистов Станислав Кочиев, который также рассчитывает повторить свой тогдашний успех нынешней весной. Третий парламент много работал над текстом югоосетинской конституции, чтобы урезать президентские полномочия президента Чибирова, быстро становившегося непопулярным: его подозревали в коррупции, расправах с конкурентами и излишне мягкой позиции в отношении сближения с Грузией. Но в 2001 году президентом был избран Эдуард Кокойты, которого тогда охотно поддержало большинство.

Контекст изменился. Новому жесткому и на первых порах популярному лидеру слишком самостоятельный законодательный орган был ни к чему. Поэтому уже на выборах парламента четвертого созыва в мае 2004 года начались «чудеса». Гобозовское «Отечество» -- наиболее сильный потенциальный конкурент созданного Эдуардом Кокойты по московским лекалам «Единства» -- отстранили от выборов. Хотя сами социалисты недовольно замечали, что по закону в них могли участвовать только партии, имевшие хотя бы год стажа на момент голосования. А «Единство» появилось меньше чем за полгода до выборов.

Всего в новом парламенте должно было быть 34 депутата -- 15 по партийным спискам и 19 по мажоритарным округам, в том числе четыре депутата от грузинских территорий. Грузинские территории, к тому времени поднявшие бело-красные флаги и изъявившие лояльность по отношению к Тбилиси, разумеется, голосовать не стали. Из 30 оставшихся мест «Единство» взяло 23 -- «конституционное большинство». Коммунистам досталось четыре места, Народной партии, которая в тот момент еще не считалась радикально оппозиционной, а скорее была призвана просто демонстрировать миру демократический плюрализм, -- три.

На предстоящих выборах все 34 места в парламенте будут распределяться по партийным спискам -- мажоритарные округа, как и в большинстве российских регионов, решено было отменить. Наблюдатели считают, что президент Эдуард Кокойты, популярность которого серьезно пошатнулась за месяцы, прошедшие после августовской войны, потому что слишком многие пострадавшие так и не увидели никакой государственной помощи, хочет контролировать большинство нового парламента. «Контрольный пакет» нужен ему для того, чтобы инициировать конституционную реформу и снять ограничение числа президентских сроков.

Югоосетинские «несогласные», к которым с большей или меньшей натяжкой можно отнести все три участвующие в выборах партии, кроме «Единства», соответственно борются за места, чтобы такой конституционной реформы не допустить. И, наоборот, инициировать отмену ценза оседлости. В Южной Осетии нельзя стать депутатом, не прожив в республике пять лет, а президентом -- десять лет. Эта норма не помешала Эдуарду Кокойты, долго жившему за пределами Южной Осетии, на обоих выигранных им президентских выборах (в 2001 и 2006 годах). Но она может помешать кому-то, кто будет готов претендовать на президентское кресло в будущем. Очень многие активные политики и успешные бизнесмены из Южной Осетии подпадают под это ограничение, живя и развивая общественную и деловую активность там, где для этого есть больше возможностей, чем в Цхинвале и его окрестностях. А в самой республике многие считают, что президентские выборы могут быть и досрочными.

Самой первой свой съезд 7 апреля провела социалистическая партия «Отечество». Этой партии, не представленной в действующем парламенте, придется представить в югоосетинский центризбирком 500 подписей в свою поддержку. Лидер партии Вячеслав Гобозов готов собрать и больше, но не исключает, что со сдачей подписей в любом случае могут возникнуть проблемы. А его самого под тем или иным предлогом попытаются исключить из партийного списка, чтобы обезглавить партию и этим, в сущности, выбить ее из предвыборной гонки: на Кавказе ведь голосуют не столько за политическую программу, сколько за конкретного лидера.

«Партия не создается за кого-то или против кого-то, в противном случае это не партия, а стая», -- сказал он. Г-н Гобозов наверняка хотел продемонстрировать таким образом добрые намерения «Отечества», но вышла невольно характеристика «Единства». «Отечество» позиционирует себя как конструктивная оппозиция и рассчитывает при честных выборах взять до 30% голосов, претендуя, таким образом, как минимум на второе место. «Единство» при честном подсчете хорошо если получит 17 мандатов из 34, -- так оптимистично смотрят в будущее активисты «Отечества». -- Россия обязательно должна помочь Южной Осетии обеспечить честное голосование. Потому что если на выборах будут фальсификации и скандалы, весь мир скажет, что Россия не в состоянии обеспечить демократическое развитие в признанных ею республиках».

9 апреля состоялся съезд коммунистов. Хотя в парламенте четвертого созыва у них было всего четыре мандата, они считаются влиятельной политической силой. Пока их лидер Станислав Кочиев изъявляет лояльность по отношению к президенту, но если в ходе выборов вдруг станет ясно, что позиции «Единства» ослаблены, красные смогут перейти и в оппозиционный стан. Во всяком случае, на съезде товарищ Кочиев сказал, что оппонировать власти по внешнеполитическим вопросам Компартия не собирается, но во внутренней политике есть много вопросов, требующих парламентского расследования. Вопросы у коммунистов есть к кадровой политике руководства, к поведению отдельных чиновников в дни прошлогодней войны и после нее, к распределению гуманитарной помощи, которой не видели цхинвальцы, но которую активно продавали в магазинах Владикавказа. Кроме того, коммунисты хотели бы вновь увеличить вес парламента в политической системе Южной Осетии, то есть пока как будто не собираются лить воду на президентскую мельницу.

Тогда же, 9 апреля, состоялся и съезд Народной партии, ушедшей в радикальную оппозицию к режиму, который, по мнению «народников», не справляется ни с одной из своих элементарных функций. Резко критикующий власть лидер партии Роланд Келесхаев имеет основания опасаться за свою жизнь и вынужден жить во Владикавказе. Тем не менее его единомышленники храбро провели съезд в Цхинвале и сформировали партийный список из десяти человек во главе с г-ном Келесхаевым.

А 10 апреля, на следующий день после их съезда, состоялся еще один, который сторонники Роланда Келесхаева уже прозвали «клонированным». Второй съезд НП сформировал альтернативный список, во главе которого встал Казимир Плиев -- политик, абсолютно лояльный президенту. Сразу после окончания этого «клонированного» съезда, который, кстати, проголосовал за аннулирование полномочий г-на Келесхаева, вооруженные люди в униформе захватили цхинвальский офис сторонников опального председателя и изъяли часть партийных документов, необходимых для предъявления в центризбирком. Это говорит о том, что участвовать в выборах будет скорее всего именно клон НП. Правда, у г-на Келесхаева остается партийная печать, а сам он сохраняет статус депутата югоосетинского парламента и собирается обжаловать действия властей в суде.

Одновременно с «клонированным» съездом Народной партии в пятницу в Цхинвале проходил помпезный по местным меркам съезд «Единства», который почтил своим присутствием Эдуард Кокойты. От него ждали, что он по примеру Владимира Путина возглавит партийный список, но делать этого президент не стал, сославшись на необходимость обеспечения равных возможностей всем политическим силам. Г-н Кокойты поблагодарил избирателей за доверие, которое те оказали ему на президентских выборах 2006 года. Таким образом, он вроде бы выразил уверенность в своих силах. С другой стороны, российская политическая традиция, к которой югоосетинский президент явно апеллирует, знает случаи, когда главы регионов отказывались быть «партийными паровозами», потому что они сами или федеральное руководство партии понимали, что их низкая популярность может повредить результату.

Зато из списков «Единства» «вытряхнули» активных и толковых партийцев, которые в нынешнем парламенте были известны своей разумной и самостоятельной позицией, -- президентского однофамильца и вице-спикера Тарзана Кокойты и другого вице-спикера Юрия Дзиццойты. В амбициозном списке на 36 фамилий (их на две больше, чем мест в парламенте) места для них не нашлось, и не исключено, что оба этих политика в ближайшее время начнут самостоятельную активность, которая едва ли пойдет на благо и без того снижающемуся авторитету президента.

Оппозиционеры готовятся к массовым фальсификациям. Голосовать на этих выборах можно будет только по югоосетинскому паспорту. Раздавать их республика стала в 2006 году и раздала около 70 тыс. Но реальных жителей там едва ли более 30 тыс. человек, включая детей. Это значит, что даже если все реальные избиратели придут на участки и их голоса будут учтены верно, у властей останется еще примерно столько же «пустых клеточек», которые они смогут заполнить по своему усмотрению. Отдельным вопросом остается голосование грузин в Ленингорском районе, который перешел под контроль Цхинвала только после летней войны. Грузин в нем около 7 тыс. человек -- вдвое больше, чем осетин, -- и у них на руках, как правило, грузинские паспорта. А власти, несомненно, хотели бы видеть их в числе сторонников партии «Единство». Оппозиция заранее готова к тому, что ленингорские села покажут нужный правительству результат, потому что контролировать участки в этом удаленном и труднодоступном районе оппозиционные наблюдатели скорее всего не смогут.

Президент Южной Осетии позаботился также об изъятии из закона о выборах депутатов парламента нормы, по которой на каждом бюллетене при его выдаче избирателю, но перед голосованием должны расписаться все партийные представители. Эти четыре автографа в известной мере гарантировали отсутствие в урне бюллетеней, попавших туда путем вброса. Впрочем, норму успели изъять из одного закона, но оставили в другом, о гарантиях избирательных прав. «Отечество», если его не снимут с дистанции, обещает настоять на применении правила -- если понадобится, то и через суд.

Оппозиционеры считают, что фальсификации на выборах приведут не только к падению международного престижа России, но и ослабят и без того призрачные шансы Южной Осетии на широкое международное признание. «Если выборы будут фальсифицированы и приведут к реформе конституции, возникнет трагический контраст по сравнению с Абхазией, где скоро будут президентские выборы, -- сказал один из оппозиционеров в беседе с корреспондентом «Времени новостей». -- В Абхазии есть развитая оппозиция, есть политическая система, которая позволит провести эти выборы на самом высоком уровне. После таких выборов станет возможным начало международного признания Абхазии, а Южную Осетию, наоборот, признавать никто не будет. России придется ее сдать или, чтобы сохранить свою военную базу, аннексировать, но тогда сама Россия уже окончательно попадет в число стран-изгоев».

Настроения избирателей пока оцениваются по-разному. Президент Кокойты ждет высокой явки и поддержки «Единства». Реально оно может легко рассчитывать на голоса бюджетников, которых в Южной Осетии много, и тех, кто считает, что Путин и Медведев, «патроны» выстраданной югоосетинской независимости, «обидятся», если не поддержать партию власти. Достаточно большое количество жителей республики, включая тех, кто участвовал в летней войне с оружием в руках, находятся пока в состоянии апатии, и не исключено, что не станут протестовать, даже если столкнутся с явными подтасовками. Промолчат, просто чтобы не дать шанс Тбилиси раскритиковать российский проект в Южной Осетии.

Но комбатанты -- это серьезная политическая и социальная сила, которая может в любой момент смешать все карты политтехнологам, приглашенным командой Кокойты. Часть «людей с ружьем» включена в лояльный «Союз защитников Отечества», идущий на выборы в списке «Единства». Но большинство югоосетинских бойцов слишком разочарованы поведением своего главнокомандующего во время войны и после нее. В чисто силовом плане президент, похоже, уверен только в собственной охране. А оппозиционеры полагают, что при явных несправедливостях на выборах «люди выйдут на улицу. Они до сих пор не вышли только потому, что их удерживает парадоксальная уверенность: президент уйдет сам».

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Признание независимости Абхазии и Южной Осетии