Время новостей
     N°78, 30 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.04.2002
Чекист сменил десантника
Северокавказский рубеж укреплен генералом ФСБ
Президентом Ингушетии в воскресенье был избран генерал ФСБ Мурат Зязиков. За теперь уже бывшего замполпреда президента в Южном округе, по предварительным данным, отдали голоса 53,29% избирателей. Его соперник -- депутат Госдумы Алихан Амирханов набрал 43,9% голосов. По данным из ресизбиркома, «серьезных нарушений не было».

Г-н Амирханов с этим не согласен, и его команда намерена опротестовать результаты голосования в суде. По словам кандидата, результаты эти были «грубо фальсифицированы»: у него есть данные, что в урнах обнаружено на 20 тыс. бюллетеней больше, чем их было роздано избирателям. Кроме того, наблюдатели кандидата, как сказал вчера г-н Амирханов журналистам, видели, что людям раздавали уже заполненные бюллетени «с галочками против фамилии Зязикова». И совершенно невозможно, по мнению г-на Амирханова, чтобы он проиграл на тех участках, где в первом туре 7 апреля за него проголосовали по 90% избирателей.

Между тем резкий поворот ингушских избирателей к генералу ФСБ -- явление в принципе возможное. Ингушетия -- молодое государство, и ее жители пока еще трепетно относятся к такому понятию, как «польза для республики». К этому их приучил и (в том числе) первый ингушский президент Руслан Аушев, который не уставал повторять: «Ингуши не дураки, и сами разберутся, что лучше для республики». Так вот в данной ситуации для республики с точки зрения ингушей полезнее г-н Зязиков, и никакая агитация, даже со стороны горячо любимого Руслана Аушева, не перевесила обыкновенного житейского расчета.

Алихан Амирханов -- при всех своих достоинствах -- не угоден Москве. Соперничать со ставленником Кремля он мог, пока за его спиной стоял глава «Славнефти» Михаил Гуцериев со всеми своими возможностями. Но с отставкой г-на Гуцериева перед ингушами встал закономерный вопрос: «А деньги где?» И это отнюдь не праздный вопрос в республике, почти 90% бюджета которой составляют инвестиции федерального центра. Ответ же был один: деньги в республику может принести Мурат Зязиков. Его принимал президент, да не просто принимал, а, по словам г-на Зязикова, обещал ему всяческую, в том числе и финансовую, поддержку. В окружении г-на Зязикова корреспонденту газеты «Время новостей» рассказали, что полпред президента в Южном округе Виктор Казанцев тоже не сам по себе столь рьяно поддерживал генерала ФСБ, -- Владимир Путин будто бы поставил его перед выбором: или Мурат Зязиков будет избран, или потеряешь должность.

При этом в республике все прекрасно понимают, что их проблемы невозможно решить без помощи федерального центра. Касается ли это беженцев из Северной Осетии и Чечни, безработицы, роста криминала и т.д. Но еще долго г-н Зязиков будет в Ингушетии нелюбимым президентом. Ингуши явно будут сравнивать его с «нашим Русланом», до тех пор пока он не сделает чего-нибудь ценного для республики.

Впрочем, время по-мальчишески порывистого, хотя и по-восточному дипломатичного Аушева, решавшего в эпоху Ельцина многие вопросы гусарским наскоком, прошло безвозвратно. Сегодня никому, особенно в таком горячем регионе, как Северный Кавказ, не позволена самодеятельность. И г-н Зязиков, похоже, хорошо впишется в российскую вертикаль власти, не зря же его избрание с удовольствием восприняли премьер Чечни Станислав Ильясов (которому он поможет вернуть домой беженцев), президент Северной Осетии Александр Дзасохов (потому что отпадает территориальная проблема), глава Кабардино-Балкарии Валерий Коков (традиционно ориентированный на Москву). Возглавляемая президентом вертикаль власти должна быть крепка, а если г-н Путин и даст кому-нибудь «порулить», то только под надзором.

Наталья ГОРОДЕЦКАЯ