Время новостей
     N°60, 09 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.04.2009
Прокуроров закрыли от «позора»
Сторонники бывших руководителей ЮКОСа провели первую несанкционированную акцию у здания Хамовнического суда
В Хамовническом райсуде Москвы, где проходят слушания по второму уголовному делу в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева, прокуроры вчера продолжили оглашать обвинительное заключение. Заседание в этот день обещало пройти скучно и однообразно -- под монотонную речь гособвинителя Валерия Лахтина. Но обстановку разрядили сторонники обвиняемых, которые впервые за все время второго процесса по делу ЮКОСа провели акцию поддержки непосредственно у здания суда.

Практически сразу после того, как Валерий Лахтин принялся продолжать зачитывать обвинительное заключение, в окна зала заседания с улицы ворвались крики: «Позор Шохину и Лахтину!» и «Свободу политзаключенным!» Судебные приставы тут же захлопнули открытые окна в зале, и участники процесса больше не смогли слышать скандирования сторонников подсудимых. Один из активистов движения «Солидарность» Сурен Едигаров смог пробраться на крышу расположенного напротив Хамовнического суда девятиэтажного дома и принялся раскидывать листовки с требованиями прекратить уголовные преследования сотрудников НК «ЮКОС» и выкрикивать различные лозунги в поддержку обвиняемых. Сотрудники милиции, коих в этот день в отличие от предыдущих на Ростовской набережной собралось на удивление много -- как будто они знали о готовящемся мероприятии «Солидарности» -- в спешном порядке стали собирать все разбросанные листовки с дороги, чтобы они не попали на глаза прохожим.

В это время возле самого входа в здание суда появились еще две активистки того же движения -- женщины с плакатами «Невиновны» и кипой листовок в руках. Буквально через несколько секунд после того, как они начали в унисон со своим соратником на крыше кричать: «Свободу Ходорковскому и Лебедеву!», милиционеры «скрутили» одну из них и отвели в стоящий рядом автобус. Вторая активистка, которую правоохранители как будто не замечали, судя по всему, расстроилась этим обстоятельством и сама подошла к милицейскому автобусу и попросила тоже ее задержать. Сотрудники милиции не стали ее огорчать и проводили пенсионерку внутрь машины.

Добраться до Сурена Едигарова милиционерам не удавалось достаточно долго -- минут двадцать они искали проход на крышу. Все это время он продолжал выкрикивать лозунги и разбрасывать листовки. Но в итоге его все же задержали: проведя три часа в ОВД «Хамовники», все трое вернулись в здание суда.

В это время прокурор Лахтин продолжал с изнурительной монотонностью зачитывать обвинительное заключение. Звучали бесконечные цифры: миллионы тонн "похищенной" нефти и миллиарды "отмытых" рублей. Обвиняемые за словами г-на Лахтина не следили: они просматривали какие-то бумаги и шепотом обменивались репликами с адвокатами. Иногда, правда, речь Валерия Лахтина вызывала у подсудимых и защитников смех. Это происходило тогда, когда у прокурора не получалось прочитать названия иностранных фирм, фигурировавших в обвинении: в этом ему помогала гособвинитель Валентина Ковалихина. Она произносила непонятные г-ну Лахтину названия, а он следом за ней их повторял.

Сколько еще продлится чтение обвинения, неизвестно. По словам защитника экс-президента ЮКОСа Татьяны Тереховой, прокуроры отказываются сообщать адвокатам, что именно они будут оглашать -- фабулу обвинительного заключения или обвинительное заключение полностью. «Поэтому предсказать, сколько времени займет этот процесс, достаточно сложно», -- добавила г-жа Терехова. Она уточнила, что текст, который оглашает прокурор, полностью совпадает с постановлением о привлечении Ходорковского в качестве обвиняемого: этот документ составляет около 150 страниц. За два дня Валерий Лахтин огласил 77 страниц обвинения. Кроме того, гособвинитель должен зачитать аналогичное постановление в отношении Лебедева. Напомним, в рамках нового дела бывшие руководители НК «ЮКОС» обвиняются в хищении нефти и акций, принадлежащих государству, почти на триллион рублей и легализации полученных от ее продажи средств.

Сергей МИНЕНКО
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа