Время новостей
     N°59, 08 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.04.2009
Крус требует раздела
В Брюсселе пытаются определить судьбу Commerzbank
Германский Commerzbank, второй по величине финансовый институт в стране, под давлением Брюсселя готов отказаться от важных направлений бизнеса. В процессе обсуждения находятся вопросы отчуждения банка по финансированию недвижимости Eurohypo, а также всего имеющегося бизнеса Commerzbank в странах Восточной Европы. Эту информацию, по данным ведущей германской деловой газеты Handelsblatt, подтверждают и официальные представители властей. Со стороны Европейской комиссии переговоры с германским банком ведет комиссар ЕС по конкуренции Неели Крус. Не исключено, что окончательные договоренности смогут быть достигнуты уже на этой неделе.

Европейские власти требуют от немецких банкиров приведения их финансового концерна в более стройную структуру и в обмен обещают поддержать широкомасштабную финансовую помощь Commerzbank со стороны немецкого государства.

Первая порция госпомощи в размере 8,2 млрд евро, а также правительственных гарантий по кредиту на сумму 15 млрд евро, поступила в Commerzbank еще в ноябре прошлого года -- тогда этот финансовый институт купил при моральной поддержке властей третий банк Германии, Dresdner Bank. Правительству пришлось финансово стимулировать это слияние, поскольку в балансе Dresdner имелись явные бреши. В Брюсселе было много вопросов к правительственной помощи, но Берлин настоял на своем. В феврале Commerzbank вновь попытался воспользоваться бюджетными субсидиями, и сейчас речь идет о возможности выделения ему второго транша бюджетных денег. Германский национальный фонд по спасению банков под названием Soffin уже дал добро на предоставление очередных 8,2 млрд евро. Федеральное правительство к тому же заявило о намерении приобрести блокпакет акций (25% плюс одна акция) за 1,8 млрд евро. Таким образом, Commerzbank может получить в общей сложности еще свыше десяти миллиардов евро. Случится это или нет -- зависит от Еврокомиссии.

В Брюсселе же опасаются, что после столь мощного вливания в отдельно взятый банк на финансовом рынке могут возникнуть нарушения в балансе конкурентного соперничества. Но и это не все: ЕС высказывает опасения за реальную судьбу немецких миллиардов, предполагая, что в нынешней конфигурации банк вполне может оказаться нежизнеспособным. Голландка Неели Крус считает, что немецкому банку необходима структурная перестройка -- лишь после этого она даст свое согласие на выделение ему денег немецких налогоплательщиков, которые готово предоставить федеральное правительство Германии.

Руководство Commerzbank не слишком этому противится. Банк Eurohypo получил за прошлый год убытки в размере 1,2 млрд евро, и требование Брюсселя о его отчуждении находит поддержку и у главы Commerzbank Мартина Плессинга. Правда, аналитики наперебой убеждают г-на Плессинга не делать этого -- время для продажи Eurohypo не самое подходящее. А сохранение широко диверсифицированного бизнеса пойдет Commerzbank лишь на пользу. Кроме того, убежден в отличие от брюссельских антимонопольщиков аналитик банка Metzler Гвидо Хойманн, Commerzbank располагает «вполне жизнеспособной моделью». Точно так же считает и федеральное правительство Германии. На днях даже разгорелась заочная перепалка между главой германского минфина Пеером Штайнбрюком и г-жой Крус. Немец обвинил еврокомиссара в бюрократической волоките и дискриминации в подходах к разным банкам. В частности, г-н Штайнбрюк упрекнул ее в более мягком подходе к выделению госдотации банковской группе ING у нее на родине. В ответ на это представитель Неели Крус заявил, что разрешение ING воспользоваться бюджетными деньгами было «предварительным» и что комиссия «как раз» начала необходимую процедуру проверок. Немцы, правда, сохраняют уверенность в том, что г-же Крус все-таки не удастся провести в жизнь свои планы в отношении Commerzbank. Этому может способствовать более твердая позиция национальных властей. Handelsblatt, в частности, пишет, что среди экономических руководителей стран ЕС преобладает мнение, что Еврокомиссии в тяжелые времена финансового кризиса негоже определять структуру и судьбу национальных банков.

Юрий ШПАКОВ, Берлин