Время новостей
     N°78, 30 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.04.2002
Шейх Ас-Сабах: «Если арабы остановят экспорт, Америка не останется без нефти»
Шейх Сабах Аль-Ахмад АС-САБАХ -- брат эмира Кувейта, фактически третье лицо страны после главы государства и наследного принца. Он первый заместитель премьера, министр иностранных дел Кувейта. С шейхом беседует специальный корреспондент газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА.

-- Ваше Высочество, конфликт на Ближнем Востоке -- самая серьезная международная проблема. Многие надеялись, что визит саудовского наследного принца Абдаллы в США поможет найти выход из кризиса. Однако конфликт продолжается. Арабский мир бессилен?

-- Во-первых, это уже не только саудовская инициатива. Саудовская Аравия выдвинула инициативу по урегулированию конфликта на саммите Лиги арабских государств в Бейруте, и саммит с ней согласился. Так что это арабская инициатива (урегулирование отношений между арабскими странами и Израилем в случае ухода израильтян с территорий, оккупированных в 1967 году. -- Ред.). Если кто-то из членов ЛАГ говорит, что не поддержал эту инициативу, это неправда. С американцами переговоры вели и саудовский принц Абдалла, и марокканский король, и иорданский. Президенту Арафату возвращена свобода передвижения, это хорошо. Теперь хотелось бы, чтобы заработала международная комиссия по расследованию зверств израильской армии в Дженине. Такие вещи не должны забываться и оставаться без расследования. Так что решение Совета Безопасности ООН по этому расследованию должно быть выполнено.

-- Есть мнение, что американцы оказывают давление на страны Персидского залива, с тем чтобы те уговорили Ясира Арафата отказаться от части территорий 1967 года и согласиться на создание государства, гораздо меньшего по площади.

-- Мне жаль, что есть такие слухи, это неправда. Посол США в Кувейте ни разу не связывался со мной по палестинской проблеме и никогда не оказывал давления на кувейтскую политику. Это мы требуем передать правительству США, что проблема влияет на отношения, что арабский народ не воспринимает нынешнюю политику США на Ближнем Востоке.

-- Арабские государства выражают полную солидарность с палестинцами. Между тем 10% кувейтского экспорта нефти идет в США. Почему вы не приостановите экспорт в США, чтобы оказать давление в солидарность с палестинцами?

-- Ну конечно. А в то же самое время американцы надавят на вас, русских, и вы увеличите ваш нефтяной экспорт на те же 10%. Так?

-- Россия действительно подумывает о наращивании нефтяного экспорта...

-- Вот-вот. Если арабские государства остановят экспорт, американцы не останутся без нефти. Вся арабская нефть -- это всего 9% от мировой добычи, даже если считать Саудовскую Аравию. В США есть своя нефть, которой вполне достаточно будет для них, если что. Ирак приостановил свой экспорт, но это никак не повлияло на рынок и на цены.

-- Российская нефть, похоже, пугает арабские страны?

-- Отнюдь. Мы очень довольны, что Россия сотрудничает с ОПЕК, хотя и не входит в эту организацию.

-- Но если откровенно, Ваше Высочество, то среди российских нефтяников сильно желание увеличить экспорт.

-- Странно. Зачем увеличивать? Ведь благодаря принятым сокращениям выросла цена на нефть, и это хорошо для всех производителей. Цена за баррель нефти сейчас 23--24 доллара. Мы за такую цену. Так зачем ее опускать?

-- Россия может производить больше и хочет увеличить долю на мировом рынке нефти...

-- Да Россия всего-то по просьбе ОПЕК сократила нефтяной экспорт на 150 тысяч баррелей в день. Это не такое большое сокращение. Да мы с легкостью вам такое количество нефти просто подарили бы... (Принц смеется, давая понять, что это шутка.)

-- Вы готовы возместить России потери? Например, заключив новую сделку по закупке наших вооружений? Кстати, об этом ходят слухи...

-- Мы, конечно, не связываем вопросы нефти с вооружениями. Но в середине мая, даст бог, в Москве соберется российско-кувейтская комиссия по экономическому сотрудничеству, ее возглавляют министры нефти с обеих сторон. Надеемся, она даст серьезный толчок развитию отношений между Россией и Кувейтом. Российское оружие у нас уже есть, так что если будут потребности в этом, мы купим еще.

-- Но вы предпочитаете американское вооружение?

-- У нас нет предпочтений. Может, в отношении самолетов -- да, мы предпочитаем американские. А в остальном -- нет, и США не оказывают на нас никакого давления.

-- Ваше Высочество, на арабском саммите в Бейруте месяц назад произошло событие, которое до сих пор удивляет и политиков, и особенно граждан Кувейта. Вы пожали руку соратнику Саддама Хусейна г-ну Иззату Ибрагиму. Пожалуй, такое рукопожатие -- первое после иракской агрессии против вашей страны в 1990 году. Что вы чувствовали при рукопожатии?

-- Мы политики, а когда политик находится в окружении других политиков, он старается не отделяться от остальных. Этот человек подошел поприветствовать меня, протянул руку для рукопожатия, и я не сказал ему «нет». Но это рукопожатие ничего не значит!

-- Как? Журналисты до сих пор говорят об этом как о поворотном моменте в отношениях между Ираком и Кувейтом.

-- Вы, журналисты, всегда преувеличиваете. Уверяю вас, ничего не изменилось.

-- Но почему? Прошло 12 лет. Другие соседи Ирака, даже Саудовская Аравия, постепенно улучшают отношения с ним. И Россия делает ставку на улучшение отношений между Ираком и его соседями. Остались только вы, кувейтцы.

-- Саудовская Аравия улучшила отношения с Ираком? Что, по-вашему, изменилось в позиции Саудовской Аравии? Ничего. В отношении нашей позиции -- в Ираке около 700 пленных. Если бы у вас пропали братья или сыновья, разве вы не искали бы их? Да и слово «пленные» тут не подходит. Наших людей во время оккупации просто вытащили из домов и отправили в иракские тюрьмы. Мы с иракским народом соседи. У нас нет проблем. Мы братья. Наша задача -- получить обратно наших пленных. Важно, чтобы иракский режим выполнил резолюции Совета Безопасности ООН. Мы хотели бы, чтобы Россия оказала давление на Ирак и чтобы Багдад дал хотя бы какую-то информацию о наших пленных, даже если наши граждане уже убиты.

-- Если вы решите с Ираком проблему пленных, то пожмете руку даже президенту Ирака Саддаму Хусейну?

-- Саддам Хусейн был когда-то одним из самых близких мне людей. Я всех иракских лидеров прекрасно знаю лично, когда-то мы сильно помогали Ираку, особенно во время войны между Ираком и Ираном в 80-х годах. Я был главой международного комитета министров иностранных дел, который работал над тем, чтобы остановить эту войну. С нашей помощью СБ ООН издал резолюцию о необходимости прекращения войны. Кувейт поддерживал Ирак экономической и военной помощью, поэтому очень жаль, что после всего этого Ирак напал на Кувейт. Так что вопрос не в рукопожатии, а в том, чтобы Ирак выполнил резолюции СБ ООН.

-- Ваше Высочество, вас не смущает, что вас сейчас защищает Америка, с которой у вас хорошие отношения, но которую народ на самом деле ненавидит?

-- Кто вам сказал, что народ ненавидит Америку? Мы строим хорошие отношения со всеми странами.

-- Америка -- это друг или враг арабов?

-- Нет, для нас она вовсе не враг. Для Кувейта Америка друг. Хотя это не значит, что мы должны полностью соглашаться с ее политикой, особенно на Ближнем Востоке.

-- Если все-таки американцы решатся на военную операцию против Ирака, вы позволите им воспользоваться своей территорией?

-- Если Россия не допустит этой операции, то и проблемы такой не будет стоять.

-- А если у России не получится отвести американский военный кулак от Ирака? Какова тогда будет ваша позиция?

-- Если у такой большой страны, как Россия, не получится, то что вы хотите от Кувейта. Кувейт -- маленькая страна, а Россия гораздо больше. Нам не хотелось бы, чтобы удары по Ираку были нанесены, чтобы пострадал иракский народ. Но для этого Ирак должен поторопиться выполнить резолюции СБ ООН.

-- Как восприняли в Кувейте события в США 11 сентября и операцию американцев в Афганистане, ведь среди ближайших соратников Бен Ладена кувейтский гражданин Сулейман Абу Гейс?

-- Во-первых, Абу Гейс лишен кувейтского гражданства. Во-вторых, так же, как у вас, россиян, есть проблемы в Чечне, так и у американцев есть проблемы в Афганистане. Нам бы хотелось, чтобы в Афганистане как можно скорее установились мир и демократия.

-- Оказывает ли правительство Кувейта давление на кувейтские благотворительные организации, с тем чтобы они не направляли помощь радикальным группировкам?

-- Первой от нас потребовала этого Россия еще задолго до событий в Афганистане, чтобы мы оказали давление на тех, кто помогает воюющим в Чечне. И мы выполнили эту просьбу. Аналогично и с Афганистаном. В Москве работало целое представительство одной из таких благотворительных организаций, и мы потребовали от нее, чтобы она закрыла свой офис в российской столице. И это было выполнено. Никуда не годится, чтобы у нас собирались деньги, которые бы потом использовались для убийства людей. Для благого дела, для строительства мы рады оказывать помощь. Но чтобы убивали? Это богопротивно. Все благотворительные организации поставлены под жесткий контроль. Министерство финансов и Центральный банк контролируют их расходы.

-- Правда ли, что в Кувейте, как пишет местная пресса, кризис власти, что эмир болен, наследный принц тоже и что вы все чаще заменяете их в решении текущих вопросов? Но что и вы не решение проблемы власти и что пора бы выдвигаться молодым министрам, членам правящей семьи?

-- Совсем у нас распустилась местная пресса (смеется). У нас уже в стране демократия льет через край. Но в то же время действительно мы состарились и пора выдвигаться молодым. Будущее за ними.

Беседовала Елена СУПОНИНА, Эль-Кувейт