Время новостей
     N°57, 06 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.04.2009
Талант, что тут скажешь...
Самое впечатляющее телесобытие месяца -- необычный юбилей Михаила Жванецкого в Зале Чайковского. Такого сбора интеллектуальной элиты я не припомню: чтобы в первых рядах -- и Спиваков, и Демидова, и Чурикова, и Табаков... Вместо юбилейных речей каждый поздравляющий зачитывал Михаилу Михайловичу свой любимый монолог из им написанных. Телевизионщики тоже не ударили в грязь лицом -- что Леонид Парфенов, что Владимир Познер (последний даже удивил многих своим чтецким мастерством). Удовольствие от просмотра данной передачи оказалось на уровне: чистейшей прелести чистейший образец.

Предсказанное знатоками движение в сторону умного и недорогого телевидения, судя по мартовской премьере на канале «Звезда» -- программе «Обыкновенное чудо» с Тутой Ларсен, похоже, началось. Сотрудники «Звезды» с гордостью говорят, что появление подобной программы на современном ТВ -- само по себе настоящее чудо. Светлая и позитивная, программа эта -- о счастливых семьях, счастливых по-разному, о семейных ценностях как главном в жизни. В первом выпуске были показаны два сюжета. Один -- о семье известного фотографа Владимира Мишукова, в которой четвертый ребенок родился с синдромом Дауна. Малыш Платон растет в почти гипертрофированной любви и заботе -- вся семья его тормошит и развлекает, вся семья бегает вместе с ним на четвереньках... Платон и вправду очарователен -- отец зовет его «космическим» ребенком и генератором огромной радости; как ни странно это кому-то покажется, Мишуков рад появлению в своей семье ребенка с синдромом Дауна.

Во втором сюжете рассказывается о девочке Оле с тяжелой формой ДЦП и ее замечательном отце -- адвокате Олеге Лобанове. Семьей тратится немереное количество усилий и денег -- при Оле состоит целый штат физиологов, массажистов и т.д. Чтобы, находясь в инвалидной коляске, она могла посещать обычную школу, отец установил там лифт. В ответ на слова ведущей о том, что по статистике большинство мужчин, столкнувшись с тяжелым заболеванием ребенка, уходит из семьи, Лобанов произносит монолог, который я бы показывала как социальную рекламу по всем каналам. Об ответственности главы семьи за своих людей, что бы с ними ни сталось. И о том, что своих на поле боя не бросают.

Кое-кто, однако, помнит предыдущее чудо на канале «Россия» -- передачу «Черным по белому» со Светланой Сорокиной о благородных и героических людях -- наших современниках. Она продержалась в эфире месяца четыре и была закрыта из-за низких рейтингов. Увы, самые высокие рейтинги из недели в неделю у «Ты не поверишь!» (НТВ) и -- даже не у «Ледового периода» -- у примитивной «Понять. Простить» («Первый канал»). Хочется думать, что руководство «Звезды», канала не коммерческого, отлично все это зная и запуская новую общественно полезную программу, не будет ждать от нее высоких рейтингов.

Еще одна премьера месяца -- «Нереальная политика» (РЕН ТВ) с Тиной Канделаки и Андреем Колесниковым, перенесенная из Интернета после полугодовалого там существования. По-хорошему, там бы ей и оставаться. Уж очень утомляет стрекот Тины на серьезные темы: ждать, когда удастся открыть рот Колесникову, который разбирается в проблеме, как-то напрягает. Может, конечно, задумка в том и заключалась -- типа красота от мамы, ум от папы. Плюс «звездный гость» на затравку. Мне все это не кажется достойным внимания.

И, разумеется, март прошел под флагом юбилейного Гоголя. Ничего мы не умеем делать без фанатизма и звериной серьезности -- я лично очень устала от восторгов по поводу его величия, а также количества передач и фильмов, ему посвященных. Причем открыл сей фестиваль восхвалений «Национальный интерес» («Россия»): оказывается, без Гоголя нельзя представить развитие мира, и зря мы его воспринимали как сатирика, какого-то, понимаешь, Салтыкова-Щедрина, и у Тараса Бульбы надо учиться, как относиться к родине и детям... Это все перлы Савелия Ямщикова. А Игорь Золотусский предложил ввести день благодарения русской классике. И чтобы украинская и русская молодежь объединилась под знаменем Гоголя. Каюсь, но после такого «Национального интереса» я даже по долгу службы не смогла заставить себя посмотреть фильм Золотусского «Оправдание Гоголя» («Культура»). Попыталась смотреть «Прощальную повесть» («Культура») производства студии «Остров». А смогла -- лишь фильм Леонида Парфенова «Птица-Гоголь» («Первый канал»). Потому что шутливая интонация как нельзя лучше соответствует повествованию о чудаковатом Гоголе. Потому что точность и доскональность приводимых фактов. И, самое главное, Парфенов владеет каким-то магическим кристаллом, который осовременивает и приближает все, про что бы он ни брался рассказывать. Талант, что тут скажешь.

Вера ЦВЕТКОВА