Время новостей
     N°55, 02 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2009
За базар отметят
Законодатели предлагают работодателям обучать мигрантов русскому языку за свой счет
Совет Федерации направил в Госдуму законопроект, призванный, по мнению сенаторов, снизить градус напряженности в отношении россиян к мигрантам из стран ближнего зарубежья. Поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан», которые стали предметом рассмотрения на вчерашнем пленарном заседании палаты, предлагают обучать иностранных работников русскому языку -- как за счет работодателей, так и за счет самих гастарбайтеров.

Разработчики законопроекта первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин и сенатор от Чувашии Владимир Слуцкер предлагают дополнить «закон об иностранцах», принятый в 2002 году, следующим положением: «Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину при условии представления им документа, подтверждающего уровень владения русским языком». Причем трудовым мигрантам, предъявившим сертификат государственного образца о знании «великого и могучего», предлагается выдавать разрешение на работу сроком на два года (а не на год, как сейчас).

Такой сертификат, по замыслу авторов поправок, должен выдаваться образовательным учреждением, действующим в России или за рубежом, которому «разрешено проведение государственного тестирования иностранных граждан по русскому языку как иностранному языку». Форма документа и порядок его выдачи должны утверждаться федеральным органом Минобрнауки. Профильное министерство наряду с другим заинтересованным ведомством -- Федеральной миграционной службой и «приложило руку» к разработке поправок.

Как пояснил «Времени новостей» Александр Торшин, законопроект об обучении мигрантов русскому языку направлен в первую очередь на предотвращение межнациональной вражды между коренным населением и приезжими. «По данным Комиссии ООН по народонаселению и развитию, Россия занимает второе место в мире по числу мигрантов из других стран, -- отмечается в пояснительной записке, приложенной к документу. -- В 2008 году, по данным пограничной службы ФСБ РФ, в Россию въехало более 23 млн иностранных граждан. На миграционный учет было поставлено 9,2 млн человек, более 5 млн иностранцев, по оценкам ФМС, пребывают на территории РФ на нелегальном положении». При этом, подчеркивает г-н Торшин, данные социологических исследований свидетельствуют о том, что две трети россиян враждебны к иностранцам. А больше половины испытывают неприязнь именно в силу того, что мигранты не говорят по-русски. «Неспособность говорить по-русски не только раздражает коренное население, но и изолирует приезжих, -- замечает сенатор. -- Незнание языка и вынужденное молчание порождает опасное и мстительное отчуждение мигрантов от культуры страны, их принимающей. Это, в свою очередь, заставляет общество защищаться от мигрантов. Тем самым создаются условия для конфликтов на национальной почве». Особенную опасность межэтнические конфликты приобретают именно сейчас, когда из-за экономического кризиса общество находится в «перегретом состоянии». «Новые Кондопоги недопустимы», -- подчеркивает Александр Торшин.

По мнению сенатора, для реализации проекта ликвидации языковой безграмотности в России уже сейчас есть все условия. С 2007 года действует государственная система тестирования, созданная по образцу TOEFL -- международного стандарта сертификации знания английского языка. Более чем в 160 вузах страны созданы специальные центры, где проводится такое тестирование. «Для реализации законопроекта не требуется привлечения дополнительных бюджетных средств, -- поясняет замысел законодателей г-н Торшин. -- Вся финансовая нагрузка по обучению и тестированию мигрантов ложится на работодателей, а также самих мигрантов». К тому же, подчеркивает вице-спикер Совета Федерации, сдача экзамена -- дело сугубо добровольное. Стимулом должны стать льготы, причем не только для работника, но и для работодателя -- предполагается, что компаниям будет предоставляться льготный режим при получении в ФМС и Минздравсоцразвития разрешений на привлечение иностранных рабочих.

Иное дело те иностранцы, которые приехали на постоянное место жительства и в перспективе рассчитывают на получение российского гражданства. Для них сдача теста на знание государственного языка должна стать обязательным условием натурализации в России. Сейчас, как напомнил г-н Торшин, сертификат о знании русского языка требуется лишь непосредственно при получении гражданства, а на промежуточных этапах натурализации -- при получении вида на жительство (сроком на пять лет) и разрешения на временное проживание (сроком на три года) -- это не является обязательным. Теперь же члены Совета Федерации предлагают установить обязательные экзамены и на вышеупомянутых промежуточных этапах.

По мнению председателя комитета помощи мигрантам «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной, меры, предлагаемые сенаторами, «не более чем благие пожелания». «Я могу спрогнозировать с достаточно большой степенью вероятности, что эти поправки работать не будут», -- сказала руководитель правозащитной организации корреспонденту «Времени новостей». Г-жа Ганнушкина считает, что основная проблема, с которой сталкиваются гастарбайтеры, состоит отнюдь не в незнании русского языка: «Трудовые мигранты знают язык в том объеме, который позволяет им выполнять свою работу. Я ни разу в своей практике не сталкивалась с тем, чтобы работодатель жаловался на то, что работники его не понимают». Поправки в закон никак не скажутся на положении мигрантов, значительное число которых не только не заключило трудовой договор, но и находится на территории России нелегально, подчеркивает правозащитник. «Кроме того, опять открывается простор для коррупции -- языковыми сертификатами легко торговать. Людям, которые не могут связать двух слов, будут ставить оценку, подтверждающую их абсолютное владение языком, разумеется, не бесплатно», -- уверена г-жа Ганнушкина. Руководитель комитета «Гражданское содействие» полагает, что разработанный сенаторами законопроект -- «это движение не в ту сторону».

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Миграционная политика