Время новостей
     N°54, 01 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.04.2009
И не надо зря портить нервы
Жизнь как зебра в российско-южноафриканском проекте
Черное покрытие сцены прочерчено белыми полосками, два русских танцовщика в проекте, три африканца. «Зебра» -- название простое и очевидное для совместного проекта костромской труппы «Диалог данс» и обитающего в ЮАР Forgotten Angle Theatre Collaborative. Но не только цвет сцены и цвет кожи провоцируют название: на контрастах выстроена вся хореография.

Авторы в программке обозначены так: «ПиДжей Саббагха и танцоры». Южноафриканский хореограф, достаточно известный в своей стране (пару лет назад он даже вошел в список ста лучших граждан Южной Африки за особый вклад в искусство и культуру), а в России появлявшийся лишь год назад на костромском фестивале, что основатели «Диалог данс» и устраивали, не относится к сторонникам жесткой танцрежиссуры. Люди, с которыми он работает, всегда имеют право на собственное высказывание -- и спектакль складывается из этих монологов, хореограф же выполняет объединительную функцию. Отсюда и контраст -- ну просто люди разные, двигаются по-разному и о разном говорят в танце.

Шестьдесят минут спектакля, что был сыгран на сцене принадлежащего агентству театров танца ЦЕХ «Актового зала», -- шестьдесят минут монологов и диалогов, порой весьма агрессивных. Причем агрессия почти в буквальном смысле слова существует в воздухе спектакля -- вот два танцовщика даже не касаются друг друга, лишь обмениваются пристальными взглядами, но стоит одному сделать шаг вперед -- другой немедленно отступает, будто его отталкивает воздушная подушка. Когда на сцене (театральной или исторической -- не важно) двое мужчин, непременно возникнет разборка «кто тут главный»; впрочем, может случиться так, что один из двух не станет вступать в противоборство, принимать вызов, и тогда его монолог станет монологом выбранной слабости, намеренного отказа от столкновения.

Герой Ивана Естегнеева делает именно этот выбор -- не заставляет свое тело идти в бой, а отпускает его, и оно падает снова и снова. Слабость как свобода; слабость как отдых от жесткого ритма; как свой вариант пути.

Тут надо сказать, что «Зебра» -- это чисто мужской проект, на сцене только танцовщики. У каждого есть свой коронный ход, самое яркое высказывание (у одного из африканцев, к примеру, простое поднятие руки разложено на тысячу -- не меньше -- дрожащих движений, отчего эта рука кажется гигантской взлетающей бабочкой). Но некоторые намеки на сюжет возникают, естественно, только в диалогах и трио -- когда, например, один из актеров кладет другому голову на плечо, а третий пытается во что бы то ни стало разбить это прикосновение, протиснуться между двумя людьми, оттолкнуть их друг от друга. И в этом старательном, простом и безнадежном движении более выражено отчаяние, чем в самой пылкой сцене ревности, разыгранной во всех подробностях.

В нынешнее непростое время совместный российско-южноафриканский проект был поддержан Фондом Форда, что уже почти десять лет помогает существовать современному танцу в нашем отечестве. Остается только надеяться на то, что и в дальнейшем фонд продолжит свою деятельность, тем более что проекты, которые он выбирает для поддержки, всегда того стоят.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец