Время новостей
     N°50, 26 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.03.2009
Секреты не выдали
Президенты России и Туркмении сохранили «газовое» молчание
Принимая в своей загородной резиденции в Барвихе президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова во вторник, Дмитрий Медведев обмолвился про «большое количество документов, подготовленных к подписанию». Но тут же, как бы останавливая себя, добавил: «Но не будем забегать вперед, чтобы все секреты не выдавать». Вчера, на второй день трехдневного визита туркменского лидера, по окончании двусторонних переговоров в Кремле большинство этих «секретов» так и осталось нераскрытым. Если не считать опубликованного списка подписанных документов, насчитывающего 11 позиций. Среди них нет ни одного, имеющего отношение к сотрудничеству в топливно-энергетической сфере, или, как точнее заметил президент Медведев, в «газовой составляющей».

Зато в этом списке больше половины (а именно шесть) документов посвящено сотрудничеству между спецслужбами двух стран. К примеру, подписаны два протокола к соглашению между Министерством безопасности России (теперь ФСБ) и комитетом нацбезопасности Туркмении от 31 июля 1992 года, а также два соглашения о сотрудничестве между МВД и генпрокуратурами. Разумеется, характер оформленного этими документами сотрудничества между спецслужбами остался для публики секретом. Однако, представляя стиль работы спецслужб большинства среднеазиатских стран СНГ, трудно исключить, что теперь, к примеру, на запросы туркменской генпрокуратуры о розыске и задержании некоторых проживающих в России туркменских граждан, которых Ашхабад заподозрил в нелояльности, Москва будет отвечать положительно. Ведь в Туркмении до сих пор не отменен указ ныне покойного Туркменбаши, подписанный в феврале 2003 года, согласно которому «изменником родины» считается гражданин Туркмении, который высказал сомнение в правильности проводимой ее руководством политики. Остальные подписанные вчера в Москве соглашения носят более «вегетарианский» характер: об организации прямого железнодорожно-паромного сообщения, о поощрении и взаимной защите инвестиций и даже о взаимопонимании в сотрудничестве в области сельского хозяйства.

Еще одним нераскрытым секретом оказались результаты дискуссии между гг. Медведевым и Бердымухамедовым по поводу упрощения и даже (в дальнейшем) полной отмены визового режима между Россией и Туркменией. Эту тему анонсировал на днях первый вице-премьер российского правительства Виктор Зубков. Он говорил о необходимости «кардинального решения» этих проблем, обосновывая это «возрастающим уровнем делового сотрудничества» между двумя странами.

Поразительно, но ни в первый, ни во второй день российско-туркменских переговоров на эту чрезвычайно важную тему не только для бизнесменов, но и для простых граждан не было сказано, во всяком случае, публично, ни единого слова (!). В совместном заявлении двух президентов выражена лишь «приверженность сохранению и укреплению гуманитарных связей между народами двух стран», опирающаяся «на имеющуюся правовую основу» и стремление «обеспечивать эффективную реализацию и дальнейшее развитие» этой «основы». Входит ли в нее соглашение о двойном гражданстве между Россией и Туркменией, подписанное в 1993 году и в одностороннем порядке расторгнутое Ашхабадом в 2003 году, но по-прежнему считающееся Москвой действующим, осталось неизвестным.

По информации «Времени новостей» из туркменских источников, в Ашхабаде предполагали, что предложение упростить визовый режим в Москве готовы были увязать с согласием на отмену соглашения о двойном гражданстве.

Нет никаких признаков и того, что российская сторона поднимала вопрос о правах своих соотечественников в Туркмении, которых власти этой страны подталкивают к выходу из российского гражданства. Очевидно, отношение к этой проблеме в Москве соответствует позиции, выраженной российским МИДом в ответе российскому омбудсмену Владимиру Лукину на запрос относительно судьбы экс-министра иностранных дел Туркмении и гражданина России Бориса Шихмурадова: поднимать данный вопрос «нецелесообразно», поскольку это может подорвать «позитивный настрой на сотрудничество» с туркменской стороны.

И, наконец, вполне секретными выглядели итоги переговоров по газовой проблематике. Любопытно, что на эту тему высказался лишь российский президент и только в контексте того подавляющего объема, который занимает газовая составляющая во взаимном товарообороте. Туркменский президент вообще слова «газ» не произнес ни разу, лишь упомянув про «нефтегазовую сферу», в которой «проблем между Ашхабадом и Москвой нет»... И если бы не усилия кремлевской пресс-службы, благодаря которым журналистам в Кремле все-таки оказался доступен для комментариев помощник президента России по международным вопросам Сергей Приходько, то могло бы показаться, что про газ и газопроводы президенты вообще забыли поговорить. Однако г-ну Приходько удалось успокоить журналистов: все обсудили, «нет никаких разногласий». При этом неожиданно возникла ранее публично не обсуждавшаяся тема внутритуркменского газопровода «Запад--Восток», строительство которого должно увеличить ресурсную базу Прикаспийского газопровода -- того самого, о строительстве которого еще в 2007 году договорились президенты России, Туркмении и Казахстана, однако не начатого до сих пор. Также обнаружилось, что, по всей видимости, средства для строительства трубы «Запад--Восток» в размере не менее 1,5 млрд долл. должна будет искать Россия. Если вспомнить, что Москва только за последние месяцы выделила либо обещала выделить Белоруссии, Киргизии и Армении кредитов в общей сложности на сумму не менее четырех миллиардов долларов, то можно понять причину вчерашнего «газового» молчания президентов.

Аркадий ДУБНОВ