Время новостей
     N°45, 19 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.03.2009
Смешанная реальность
Фестиваль науки и искусства на «Винзаводе»
На «Винзаводе» куратор Дмитрий Булатов из Калининградского филиала Государственного центра современного искусства при поддержке фонда Дмитрия Зимина «Династия» впервые в России устроил фестиваль ScienceArtFest, в рамках которого проходит выставка «Наука как предчувствие». Художники из Канады, Австралии, Франции, США, Нидерландов и Австрии, работающие в направлениях Science Art и Bio Art, показывают особую реальность, в которой обитают интеллектуальные конструкции и роботы, виртуальные создания и технобиологические объекты. Российские художники в этом проекте не участвуют.

Знаменитый австралиец Стеларк уже больше трех десятилетий реализует стратегию «расширяющегося тела», которое наращивает свои возможности с помощью новых технологий. Стеларк завел себе третью руку, причем вполне самостоятельную. Его тело было музеем: в пространстве своего желудка он устанавливал скульптуру. Сейчас он обладатель дополнительного уха на предплечье левой руки. На выставке Стеларк представляет проект «Протезированная голова», который продолжает его стратегию в виртуальном пространстве. Новое воплощение художника -- его гигантская голова, созданная средствами 3D анимации, охотно поддержит любой разговор. Она разумно ответит на вопросы, которые вы наберете на клавиатуре, и даже попытается спеть, если вы об этом попросите. Аватар Стеларка пользуется своей базой данных и вполне автономен, художник уже не берет на себя ответственность за его высказывания. Предлагая общение на равных со своей «Протезированной головой», Стеларк подводит к черте, которую каждый обозначает для себя сам: это граница, которая отделяет наше собственное органическое бытие от виртуального, живое -- от неживого, мыслящее -- от запрограммированного.

Не менее известная художница из Франции Орлан тоже работает со своим телом. Свое лицо она сделала артобъектом. В нем собраны черты прекрасных дам, написанных выдающимися художниками прошлого. После серии пластических операций лоб художницы стал, как у Моны Лизы Леонардо да Винчи, подбородок, как у Венеры Боттичелли, глаза, как у Психеи Франсуа Жерара. На выставке представлен ее проект «Костюм Арлекина», в котором художница исследует становящуюся все более зыбкой границу между людьми разных рас, между человеком и другими живыми существами. В специальном биореакторе выращиваются клетки тела самой Орлан, человека другого этноса и различных животных. Со временем там образуется единая, как бы лоскутная ткань -- это и есть результат их совместного сосуществования.

Криста Зоммерер и Лоран Миньоно работают над созданием виртуальных «живых» структур, которые проходят весь путь от рождения до смерти при непосредственном участии зрителей. Интерактивная инсталляция «Фототропия» дает возможность каждому почувствовать себя Творцом. Оказывается, это несложно. Любой желающий лучом карманного фонарика создает насекомых на экране и потом поддерживает в них жизнь так же, как солнце поддерживает жизнь растений. Ваши создания будут размножаться и бороться за место под солнцем. Если вы будете небрежны и недодадите им внимания и света вашего фонаря, их ждет безвременная гибель. Впрочем, чрезмерная опека их тоже погубит.

Группа исследователей Symbiotica из Австралии проводит технобиологический эксперимент по созданию «полуживого художника». Его мозг выращивается из нейронов эмбриона крысы в Атланте, штат Джорджия. Другая, столь необходимая художнику часть тела -- рука, причем роботизированная, -- находится в другом месте и связывается с мозгом по Интернету. И рисует, повинуясь командам мозга. На основе этого эксперимента участники проекта изучают творческие возможности своего создания и задаются вопросами: что такое творчество, как создается настоящее искусство и возможна ли живопись с удаленным доступом?

Кена Ринальдо интересует взаимное влияние и совместная эволюция живых и технологических систем. Он вовлекает в свои проекты рыбок, растения, сложные механические объекты. Рыбки двигают скульптуры роботизированные. Растения проживают в скульптурах гидропонных.

Роботы у художника не кусаются, хотя они бывают сродни насекомым. «Автотелематические паукоботы», например, самостоятельны и общительны. Они подзарядятся, когда проголодаются, зачирикают, если захотят поговорить. Модель поведения роботы-пауки позаимствовали у муравьев, манеру разговаривать -- у птичек, остроту зрения -- у летучих мышей.

В «Салоне блаженства» у Эрвина Дриссенса и Марии Ферстаппен тоже есть коммуникабельные роботы, они приспособлены для массажа. Эти самообучающиеся устройства с кисточкой следуют всем изгибам тела, никогда не устают и ничего не просят взамен.

Николас Ривз показывает «Геометрических бабочек», каждая из которых занимает 15 кубометров пространства. Они живут стайкой, летают, как договорятся, и слушаются вожака. Бабочки-кубы могут состыковываться, создавая геометрические композиции. Когда их выпускают на волю, они становятся частью ландшафта. Если на них проецируют движущиеся картинки, то получается видеоинсталляция в городе будущего. Там дома отлетают от земли, как и предсказывали русские футуристы 100 лет назад. На выставке жизнью невесомых объектов управляет свет, они наделяются свойствами антиподов ночных бабочек. Кубики летают в темноте и боятся света. Людей они не пугаются и охотно к себе подпускают.

Билл Ворн, Эмма Хоулс и Джонатан Вильнев показывают танец-перфоманс «Грациозные машины». Его участники -- человек и роботы. Металлические создания действительно грациозны. Они танцуют медленно и неправдоподобно изящно. Участники следуют движениям друг друга, почти сливаясь в единый организм и создавая симбиоз живого и искусственного, мыслящего и несознательного, настоящего и придуманного.

У Флориса Кайка другая версия симбиоза человека и металлических конструкций. Художник снял документальный фильм о новой страшной болезни, возникающей под воздействием металлических имплантатов. Она называется Metalosis maligna -- металлорак. Металлическая ткань разрастается, постепенно захватывая все тело больного. Это, конечно, розыгрыш, но и предупреждение о возможных фатальных последствиях бездумного применения новых технологий.

Поль Граньон делает роботов, которых никто не боится. Робоптички поют на деревьях в настоящем дремучем лесу. Робохвост и робоуши передают состояние души их владельца. А сейчас есть возможность посетить «Роботариум» художника. Там он содержит трех роботов. Двое из них -- разнополые взрослые особи, которые только и думают, как бы им заняться тем, чем все взрослые в темноте занимаются. И ведь занимаются, как только случай представится! Третий обитатель Роботариума -- маленький Смартбот, который живет на крышке стола. Он тщетно пытается выбраться из своей резервации, грязно ругается и льет люминесцентные слезы.

Совершая переход из науки в искусство, попадаешь на территорию смешанной реальности. Она и виртуальна, и материальна. Там можно потеряться, если не знаешь правил. Но кто их устанавливает?

Марина ФОМЕНКО
//  читайте тему  //  Выставки