Время новостей
     N°44, 18 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.03.2009
«АвтоВАЗу» отмерили срок
Правительство отложило на две недели решение о поддержке автогиганта
Правительственная комиссия по обеспечению устойчивости экономики, возглавляемая первым вице-премьером Игорем Шуваловым, вчера рассмотрела ситуацию на «АвтоВАЗе». «Решение о господдержке пока не принято, оно ожидается в течение двух недель», -- сообщил президент автозавода Борис Алешин на пресс-конференции по итогам заседания. По его словам, обсуждалось несколько вариантов господдержки, в частности, кредитование под госгарантии и допэмиссия акций. Первый вариант, подчеркнул глава «АвтоВАЗа», не подходит: максимальная сумма подобного вида господдержки равна 10 млрд руб., а компании необходимо 26 млрд руб.; кроме того, невозможно нести субсидиарную ответственность по этим займам, ведь «наступление события, связанного с невозвратом средств, приведет завод к банкротству». «Поэтому большинство членов комиссии признало этот вариант неэффективным», -- сказал г-н Алешин.

Впрочем, вариант допэмиссии эксперты охарактеризовали как еще менее реалистичный, так как на ее проведение вряд ли согласятся другие акционеры завода -- Renault и «Тройка Диалог». «Допэмиссия для нас -- довольно сложный процесс. Могу предположить, что реакция других акционеров не будет слишком оптимистичной, -- отметил г-н Алешин. -- Мы не делали запросов, не обсуждали вопрос ни с Renault, ни с «Тройкой Диалогом». Этот вариант, уточнил он, был предложен не руководством завода.

Какую форму поддержки выберет государство, затрудняются прогнозировать и эксперты, большинство из них считают, что самым вероятным является предоставление кредитов. «В случае с «АвтоВАЗом» государство все-таки может пойти на увеличение максимальной суммы госгарантий», -- говорит Игорь Краевский из «Пиоглобал Эссет Менеджмент».

А пока в течение недели все предложения по поддержке «АвтоВАЗа» будет рассматривать межведомственная рабочая группа по мониторингу за финансово-экономическим состоянием системообразующих предприятий под руководством замглавы Минэкономразвития Олега Савельева.

Г-н Алешин вчера подчеркнул, что детально аргументировал потребность компании в средствах: «Мы запрашивали 26 млрд руб., и я показывал, что они до сих пор нам нужны. Я показал те проблемы, которые необходимо решать, на что необходимы средства и что без правительства нам справиться будет очень сложно, особенно при расчетах с поставщиками». Причем о безвозмездной помощи речи не идет, отметил он, «хотя такие примеры есть». «Помощь нашей компании нужна не сама по себе как социальному объекту, а как компании, которая в будущем будет создавать конкурентоспособную на мировых рынках продукцию», -- заявил глава автогиганта.

Впрочем, вчера стало известно, что завод ждет помощи не только от российского правительства. По словам г-на Алешина, в ближайшее время «АвтоВАЗ» может получить кредит от французских банков. «Не за горами визит министра экономики Франции для подписания соответствующего соглашения, в котором будут участвовать французские и российские банки. Могу только сказать, что условия получения такого кредита весьма привлекательные», -- подчеркнул г-н Алешин. Размер займа и условия его погашения г-н Алешин не уточнил.

"АвтоВАЗ" -- один из крупнейших автопроизводителей в Восточной Европе и лидер автомобилестроения в России. Госкорпорация «Ростехнологии», французский концерн Renault и инвесткомпания «Тройка Диалог» контролируют по 25% плюс одна акция завода. В 2008 году предприятие сократило продажи автомобилей на 6% по сравнению с 2007 годом, реализовав 728 тыс. машин. В текущем году конвейер «АвтоВАЗа» неоднократно останавливался, что было связано как с избытком автомобилей на складах, так и с проблемами с поставкой комплектующих со стороны группы «СОК».

По данным г-на Алешина, чистый убыток завода по итогам 2008 года ожидается на уровне 6,2 млрд руб. (в 2007-м была прибыль 3,95 млрд руб.), операционная прибыль -- на уровне 150 млн руб. (в 2007-м -- 100 млрд руб.). По его словам, общий долг «АвтоВАЗа» составляет 44 млрд руб., из них 36 млрд руб. -- банковские кредиты, 8 млрд руб. -- облигации. Президент компании уточнил, что все долги краткосрочные и требуют пролонгации в мае--июне и в конце года.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром