Время новостей
     N°42, 16 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.03.2009
«Не все то золото, поверьте, что блестит...»
Шлаки цивилизации в центре «Винзавод»
Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, молодые художники из Краснодара, представили в галерее «М&Ю Гельман» на «Винзаводе» новые работы из проекта Recycle («Переработка для вторичного использования»), начатого в прошлом году выставкой в ЦСИ М'АРС. Отмеченные и критикой, и публикой начальные эпизоды проекта («Путь» -- засыпанный пенопластовой крошкой подиум, на котором появляются следы; «Счастье» -- композиция из пластиковых карточек с различным количеством единиц молодости, свободы слова и проч.; «Дерево» -- светящиеся изнутри водопроводные трубы) были выдвинуты на соискание премии Кандинского (номинация «Молодой художник года») и премии «Инновация» (номинация «Новая генерация»). Новая серия концептуально продолжает тематическую линию Recycle -- вновь представлена критика общества потребления и массовой культуры.

Основу экспозиции в галерее «М&Ю Гельман» составляют мусорные контейнеры, пластиковые объекты ярких кричащих цветов -- оранжевого, желтого, красного. С контейнерами посредством стекловолокна сращены фигуры людей или части человеческих тел: молодой человек, сидящий в позе лотоса, согбенный под тяжестью ноши (крышки бака) атлант... В работе «Завтрак на траве» крышка переходит в скатерть, на которой аккуратно расставлены тарелки, разложены вилки и ножи.

Обособленно сами контейнеры могли быть репрезентированы как синтетический реди-мейд, то есть дюшановский «готовый объект». Но именно антропоморфные силуэты побуждают трактовать эти художественные артефакты как критику массмедиа, что подвергают бесконечной переработке культурные коды и изрыгают отходы -- популярную культуру. Эту идею, в частности, иллюстрирует расположенный в центре выставочного пространства фонтан, или, согласно определению художников, «Цивилизованный дождь» -- колонна из стальных оранжевых мусорных баков, внутри которых непрерывно циркулирует вода, закачиваемая с помощью насоса из бассейна. Место лишенного культурного и исторического бэкграунда человека -- в мусорном баке современности.

Установленное Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым тождество высокого и низкого заставляет вспомнить о старом добром постмодернизме. Так, в «Товаромахии», цитирующей наиболее известный стилистический прием древнегреческой фрески, объемные фигуры из пластиковой проволоки с заметным рвением устремлены за товарами на прилавке магазина. А в «Товарообмене», представляющем собой двухканальный конвейер, по одной ленте движутся пустые упаковки золотых слитков, по другой -- пустые упаковки дерьма. Эти двойные аллегории бичуют пороки современности: потребительское отношение к жизни, замещающую природу техногенность, массовую медийную и популярную культуру.

Авторы не боятся упреков в банальности выбранной для исследования проблематики. Художественный образ оказывается значительнее легко считываемого критического пафоса. Образ этот создается благодаря несвойственным молодому искусству великолепным техническим решениям. Цельность, новизна визуального воплощения и зрелищность, интертеймент, -- главные достоинства выставки.

В конце зала размещена работа «Ветер в голове», замечательная ироничная конструкция, которую уже представляли публике на экспозиции «Русское бедное» в Перми. Мы видим голову из плотного прозрачного полиэтилена, внутри которой покачиваются мозги из легкого черного целлофана, -- емкий образ происшедшего коллапса культуры и истории.

Алексей МАСЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Выставки