Время новостей
     N°35, 03 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2009
Кому доверить главный фронт
США рассчитывают в Афганистане на его соседей
Командование силами США в Афганистане, ныне составляющими около 38 тыс. военнослужащих, сообщило вчера, что в январе-феврале в этой стране погибло 29 американских солдат и офицеров, что в три с лишним раза больше, чем в те же месяцы 2008 года. С осени 2001 года в Афганистане погибло 588 военнослужащих США. Сопротивление талибов нарастает, поэтому во время предвыборной кампании Барак Обама обещал, что закончит войну в Ираке и сделает Афганистан главным фронтом в борьбе с терроризмом.

Если с Ираком все более или менее прояснилось и официально объявлено, что основная часть американских войск покинет эту страну к августу 2010 года, то с Афганистаном ситуация более неопределенная. Новая администрация США взяла паузу, приступив к разработке своей стратегии по Афганистану. Хотя детали этой стратегии станут известны только к саммиту НАТО в начале апреля 2009 года, предварительные выводы можно сделать уже сейчас.

В дебатах, развернувшихся в администрации, прослеживается стремление сократить масштаб операции в Афганистане, на чем настаивает военное руководство. Министр обороны Роберт Гейтс, занимавший этот пост и при Джордже Буше, говорит о том, что США поставили перед собой в Афганистане слишком большие и долгосрочные цели. С его точки зрения, у США в этой стране может быть лишь одна задача: не допустить использования террористами Афганистана в качестве базы для нападения на Америку. Такой же точки зрения придерживается и объединенный комитет начальников штабов. В докладе, подготовленном для новой администрации, он призывает Обаму пожертвовать строительством демократии в Афганистане и сосредоточить усилия на уничтожении баз талибов и «Аль-Каиды», причем не только в Афганистане, но и в Пакистане.

Новая администрация постоянно дает понять, что рассматривает Афганистан и Пакистан как единый театр военных и дипломатических действий. Глава центрального командования США генерал Дэвид Петрэус, в сферу ответственности которого входит весь Ближний и Средний Восток, подчеркивает, что «Афганистан и Пакистан во многих отношениях превратились в одну проблему, и улучшение обстановки в Афганистане невозможно без параллельных усилий в Пакистане».

То же самое происходит и на дипломатическом фронте. Ветерана американской дипломатии Ричарда Холбрука назначили спецпредставителем именно по Афганистану и Пакистану. Госсекретарь Хиллари Клинтон на днях договорилась в Вашингтоне с коллегами из Афганистана и Пакистана о том, что их трехсторонние встречи станут отныне регулярными.

Важность Пакистана стала заметна в последние месяцы, когда в результате нападений талибов была нарушена регулярная доставка грузов через афганско-пакистанскую границу. Сейчас через нее проходит до 80% всех грузов для сил международной коалиции в Афганистане. Так называемый «северный маршрут» через Европу, Россию и Среднюю Азию, о котором американцам удалось договориться в этом году, не может служить адекватной заменой пакистанскому транзиту, поскольку почти в пять раз длиннее (5 тыс. км против 1 тыс.) и потому не подходит для доставки срочных грузов.

Наконец, администрация Барака Обамы будет усиленно подчеркивать, что это, как уже сказал Роберт Гейтс, «афганская война, а не американская война или война НАТО». За последние несколько лет численность афганской армии удвоилась и достигла 68 тыс. человек. Более того, Гейтс согласился на предложение Кабула профинансировать увеличение численности армии Афганистана с нынешних 68 тыс. до 134 тыс. военнослужащих к концу 2011 года. Выльется это Соединенным Штатам в 17 млрд долл., однако в сравнении со 184 млрд долл., уже потраченных американцами на операцию в Афганистане, эта сумма выглядит скромной.

Примечательно, что сейчас Вашингтон пытается как бы перепоручить ведение этой войны самим афганцам и еще пакистанцам -- то, что иногда называют "войной по доверенности". США уже подключают к более активным боевым действиям не только афганцев, но и пакистанскую армию, обучая ее тактике войны с партизанами, рассматривая возможность передачи ей вертолетов огневой поддержки и другого тяжелого вооружения.

Однако наибольшие споры возникают по поводу того, какая роль в новой афганской стратегии будет отведена Ирану, поскольку все признают, что позиции Вашингтона и Тегерана в афганском вопросе очень близки. Из всех граничащих с Афганистаном стран Иран наиболее последовательно и серьезно боролся с талибами. К тому же эта страна могла бы стать кратчайшим путем для доставки грузов силам международной коалиции, но все снова упирается в ядерную программу Тегерана.

Дмитрий ВОЛОДИН, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН