Время новостей
     N°34, 02 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.03.2009
Перед бурей эмоций
Кавказский электорат не всегда и не везде бьет рекорды явки
Регионы Северного Кавказа внесли вчера заметный вклад в электоральное изобилие общероссийского дня выборов: голосовали в пяти из семи горных республик, то есть везде, кроме Чечни и Ингушетии. В двух регионах -- в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии -- выбирали региональные парламенты. Остальные избирательные кампании носили более локальный характер, но почти во всех случаях можно уверенно предположить: объявление результатов наверняка вызовет у населения бурю эмоций.

Кабардино-Балкария еще в первой половине дня оказалась одним из лидеров по явке в целом по стране: там уже к обеду участие в выборах приняли около 60% избирателей. Столь высокая явка неожиданностью не стала -- Кабардино-Балкария, по официальным данным, «дышала в затылок» общенациональным «рекордсменам» Чечне и Ингушетии во время выборов президента России в марте 2008 года и выборов Государственной думы в декабре 2007-го. Кабардино-Балкария впервые выбирает свой парламент исключительно по пропорциональной системе. Пробиться в него рассчитывают четыре партии -- «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР, однако две последние если и будут представлены, то чисто символически.

Партийные списки, как всегда в этнически сложных кавказских республиках, старались составить так, чтобы гарантировать представительство трех основных общин -- кабардинской, русской и балкарской. Балкарцев в республике около 10%, но именно в их среде сформировалась довольно активная оппозиция, недовольная действиями президента Арсена Канокова -- кабардинца по происхождению. Главный предмет разногласий -- муниципальная реформа, начатая еще предшественником г-на Канокова, Валерием Коковым: балкарцы считают, что в результате передела муниципалитетов они лишились части своих угодий. Можно без преувеличения сказать, что дальнейшее спокойствие в этой курортной республике зависит от того, кто окажется более убедительным: сумеет ли г-н Каноков создать впечатление справедливого представительства интересов в новом законодательном собрании или, наоборот, балкарская оппозиция укажет всему миру на склонность кабардинцев к установлению этнической монополии во властных структурах. Какими бы ни оказались официальные итоги, ясно, что не согласные с ними не замедлят заявить о себе сразу же после окончания подсчета голосов.

В Карачаево-Черкесии, где в августе прошлого года сменился президент, также выбирают новый парламент. Прежний созыв был политически разбит надвое многолетней схваткой президента Мустафы Батдыева и его политических оппонентов и таким образом практически не мог работать. Новый президент КЧР Борис Эбзеев надеется, что новое законодательное собрание не постигнет та же плачевная участь, хотя потенциально такая вероятность есть. Мустафа Батдыев на протяжении пяти лет своего правления так и не смог консолидировать власть в своих руках, но после его ухода в республике остаются сильные игроки, стремящиеся сохранить влияние, полученное за эти годы. Главной теневой фигурой «старой семьи» остается бывший зять президента Батдыева Алий Каитов, осужденный за убийство семерых человек в ходе борьбы за передел местного химзавода: хотя официально он отбывает наказание, в регионе его боятся и верят в его возможности влиять на политическую ситуацию.

Парламент в КЧР все еще выбирается по смешанной системе -- то есть частично по партийным спискам, частично -- по одномандатным округам. Видимо, привести ситуацию к общероссийскому знаменателю должен будет уже новый созыв -- при условии, что он окажется дееспособным.

Кроме парламента, в КЧР выбирали вчера глав трех муниципальных районов и депутатов девяти районных собраний, причем собрание и глава Ногайского района выбирались впервые. Создания Ногайского района добились ногайские активисты, которые убедили прежнего президента республики в том, что это единственный способ надежно гарантировать политическое представительство одноименного народа. Одновременно было решено создать и Абазинский район из части территорий Прикубанского, Усть-Джегутинского и Хабезского районов. Здесь первые муниципальные выборы прошли в декабре 2007 года.

В общей сложности 16 голосований прошло в Северной Осетии и Адыгее -- в основном это были довыборы депутатов муниципальных собраний. В двух районах Дагестана (Кулинском и Цунтинском) выбирали главу, и в обоих наблюдалось довольно интенсивное соперничество действующих префектов с более или менее активными претендентами. В Цунтинском районе (это самый дальний горный угол Дагестана, на границе с Грузией) вышел казус: через пару часов после сообщения об активной явке избирателей стало известно, что на один из участков к двум часам дня не пришел вообще никто. Избирком республики обещал во всем разобраться.

В пяти районах Дагестана также прошли довыборы в районные собрания. Кроме того, должны были быть избраны главы нескольких сел. Внимание милиции оказалось сосредоточено на повторных выборах главы села в Хаджалмахи. Прежние выборы были сорваны прошлой осенью из-за недовольства местных жителей процедурой их проведения. На этот раз беспорядков обещают не допустить: две недели назад в аул приезжал сам президент Дагестана Муху Алиев, который заверил, что процедура пройдет в полном соответствии с законом.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Выборы в России