Время новостей
     N°34, 02 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.03.2009
Партхозактивность
Владимир Путин провел пресс-конференцию для руководителей "Единой России"
В пятницу в Ново-Огарево премьер-министру Владимиру Путину пришлось на время позабыть, что он является еще и председателем партии «Единая Россия». На встрече с однопартийцами г-н Путин часто употреблял местоимение «мы» -- но по отношению к кабинету министров. Впрочем, единороссам премьер постоянно вежливо предлагал: «давайте подумаем», в смысле -- вместе. Подумать есть над чем -- кризис еще даже не достиг своего дна, признал глава правительства, а в тяжелые времена от помощи отказываться не стоит.

Целью встречи премьер-министра и высшего руководства партии «Единая Россия» было обсуждение текущей ситуации в стране, а заодно лишний повод напомнить о партии власти за два дня до региональных выборов. Журналистам продемонстрировали домашние заготовки: партийцы спрашивали -- премьер отвечал. Но уже известно, что «Единая Россия» готовит собственные рекомендации по борьбе с кризисом, и часть из них, очевидно, прозвучала в заученных вопросах единороссов. По отношению премьера собравшиеся, видимо, должны были понять: можно ли выступить с такими инициативами официально или шансов претворить в жизнь смелые планы (например, реформу Центробанка) нет и не будет. Премьер от однозначных ответов умело уклонялся, сохраняя баланс между государственными интересами и следованием партийной линии.

Владимир Путин признал, что «начавшийся 2009 год будет сложным», более того -- «мы вынуждены констатировать, что кризис далек от завершения и даже не достиг своего пика». Правительство делает что может и «разработанные антикризисные меры действуют, эти механизмы запущены». Г-н Путин отметил и заслуги своей партии: «Именно парламентская фракция «Единой России» обеспечила оперативное принятие первоочередных антикризисных законов». Но решающий шаг еще впереди: «В марте всем нам предстоит принять ответственное решение текущего года -- утвердить новый вариант бюджета. И, как уже было объявлено, сокращение общего объема расходов не планируется».

Премьер еще раз обозначил приоритетные направления бюджетных расходов: реализация мер антикризисного характера, выплаты пенсий, заработной платы бюджетникам, выполнение социальных обязательств перед гражданами, помощь регионам в рамках межбюджетных отношений, финансирование государственного оборонного заказа и расходов по приоритетным национальным проектам. Некоторые второстепенные расходы могут отдать на откуп лоббистам: «Что касается других расходных статей, то их пересмотр, конечно, зависит от ведомств и от соответствующих депутатских групп, которые занимаются теми или иными отраслями профессионально».

Завершая вступительное слово, глава правительства все-таки объединил чиновников и политиков в единый фронт борьбы с кризисом: «Катастрофы никакой не произойдет. Мы в состоянии удержать ситуацию, и мы ее точно удержим. Мы справимся со всеми проблемами», -- зачитал антикризисную мантру г-н Путин.

После этого у каждого из присутствовавших была одна попытка, чтобы задать подготовленный вопрос. Председатель Госдумы Борис Грызлов первым делом озаботился судьбой некоторых партийных программ, получивших государственную поддержку: «Урал промышленный -- Урал полярный», «Свой дом», «Чистая вода», строительство физкультурно-оздоровительных комплексов -- все они финансируются из бюджета. И спикеру Госдумы хотелось понять, попадут ли они в число приоритетных. Уж затем г-н Грызлов озаботился финансированием гособоронзаказа и поддержкой малого бизнеса, например, введением моратория на проверки, кроме тех, которые необходимы для обеспечения жизни и здоровья граждан, и повышения планки, позволяющей работать по упрощенной схеме налогообложения с 20 до 60 млн рублей.

Вопрос о программах премьер проигнорировал, сообщил, что все указания по приоритетному финансированию уже даны, а малый бизнес оставил в подвешенном состоянии: г-н Путин, в частности, «разделяет» идею об освобождении от проверок, но ничего конкретного о возможности ее реализации из уст премьера не прозвучало.

Председатель комитета Госдумы по экономической политике Евгений Федоров задал вопрос, который наверняка мучает и самого премьера: что нужно делать, чтобы выйти из кризиса не просто живыми, но еще и «обновленными и эффективными». Премьер ответил четко: «Соблюдение макроэкономических параметров, финансовая дисциплина, диверсификация экономики и формирование резервов».

Отвечая на вопрос председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрея Исаева о мерах по сдерживанию роста безработицы, Владимир Путин озвучил одну из главных дилемм, стоящих перед правительством: «Что лучше: сохранить ранее запланированные расходы либо увеличивать так называемые антикризисные расходы или расходы в рамках антикризисных мер с целью как раз борьбы с безработицей?» Но ответа на этот вопрос, кажется, ни у правительства, ни лично у премьера пока нет.

Глава думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум попросил премьера оценить действия банковской системы в условиях кризиса. Более того, г-н Шаккум поставил под сомнение эффективность работы Центробанка и предложил реформировать это учреждение: оставить у него только функции эмиссионного центра, а функции банковского надзора передать отдельному комитету, который можно объединить с Агентством по страхованию вкладов. Но сенсации не произошло. Владимир Путин доволен действиями ЦБ, а реформы, полагает он, лучше проводить в спокойные времена.

Александр Шохин, член президиума генсовета «Единой России» и президент Российского союза промышленников и предпринимателей, начал весьма интригующе -- он не побоялся поставить под сомнение эффективность точечных антикризисных мер (например, поддержку автопрома) и уже начал выдвигать «универсальные» предложения, но журналистов в этот момент попросили покинуть зал. Впрочем, после окончания встречи г-н Шохин все же рассказал прессе о выдвинутых инициативах: мораторий на повышение налоговой нагрузки на время кризиса (в первую очередь это касается повышения ЕСН), более жесткие контроль и условия предоставления господдержки, сохранение инвестиционной компоненты в бюджете. «Хотелось бы, чтобы и отсутствующие на встрече министры воспринимали эти идеи не как частный случай политической жизни страны, а как руководство к действию», -- сказал г-н Шохин. Реакция премьер-министра Владимира Путина на пожелания однопартийца и выразителя интересов крупного бизнеса осталась неизвестной.

Юлия МИРОНОВА