Время новостей
     N°33, 27 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.02.2009
Коды доступа
Российское документальное кино посмотрели в Бельгии
Под эгидой международного кинофестиваля документального кино «Флаэртиана», который ежегодно проводится в Перми, прошли дни российской документалистики в Брюсселе «Россия крупным планом». Акция была проведена при поддержке Российского культурного и научного центра в Бельгии и правительства Пермского края.

«Самое интересное в России -- категория реальности, не правда ли?» -- спросил нас с Павлом Печенкиным, руководителем «Флаэртианы», один из брюссельских зрителей, буквально удивив своей проницательностью. Категория реальности у нас действительно смахивает на детективного персонажа -- все время ускользает, по разным причинам и при содействии различных сил меняет маски, документы, пароли и явки, то скрывается в толпе мнимостей, то тает, то не соответствует словесному портрету... Что может быть интереснее? Так что интерес к документалистике в этом контексте понятен.

Для своих программ фестиваль «Флаэртиана» собирает фильмы, снятые по методике длительного наблюдения за персонажами и их бытием (развивая концепцию американского документалиста Роберта Флаэрти). В Брюссель была привезена коллекция российских картин, снятых в течение нескольких последних лет. Очень известных в европейских кинофестивальных кругах и не очень. Снятых как именитыми авторами, так и продвинутыми в сфере актуальной документалистики дебютантами. Например, масштабное эпическое повествование о каменотесах, делающих портреты на могильных камнях, -- «Фрески» Александра Гутмана. И репортажный памфлет «Как стать стервой» Алены Рудницкой. Рубенсовская по духу «Мать» Павла Костомарова и Антуана Коттина -- хроника мятежной жизни матери девятерых детей, которая являет собой вечный тип «коня на скаку останавливающей и в горящую избу входящей». «Танго для зэков» Рашида Давлетшина -- мелодраматический фрагмент из жизни женской и мужской колоний в Соликамске. «Гербарий» Натальи Мещаниновой -- отчасти водевильная, отчасти трагическая история о конкурсе красоты в пансионате для пожилых людей. «Горланова, или Дом со всеми неудобствами» Алексея Романова -- бытописание писательницы Нины Горлановой, которая складывает свои наброски, делая их на разнообразных бумажных обрывках, в холщовые хозяйственные сумки-мешки, и именно из этих гор мусора выстраиваются романы.

В чем смысл десанта русского документального кино в Брюсселе? Безусловно, в попытке «декодировать» нашу реальность хотя бы в масштабах этой акции. «Общеизвестно, что большинство официальных европейских СМИ, в том числе бельгийских, создают негативный образ России. Какая бы ни была информация, в ней присутствует этот нюанс негативизма. А люди ничего не знают о российской повседневности и не понимают, как она вообще функционирует, -- говорит Любомир Георгиев, руководитель клуба документального кино в Брюсселе. -- Россия -- герметичная для нас страна, закрытая в самой себе. Замечу, документальное кино тоже отчасти герметично, но если подготовить зрителей, если дать им коды доступа -- они смогут преодолеть свою предвзятость. Знаете, здесь люди смотрят, скажем, «Танго для зэков», и в самый романтический момент тюремного романа их внимание будет сосредоточено на том, что колеса грузовика старые и не работает кондиционер... Или на экране женщины полощут белье и обсуждают важные для сюжета темы, а зрителю сложно вслушиваться в разговор, потому что он думает, почему эти дамы не пользуются стиральными машинами... Бельгийский зритель в чем-то, вероятно, некая крайность европейского мышления. Политкорректность, безусловно, присутствует, но про себя большинство держится такого мнения: если у человека проблемы, значит, он недоброкачественный. Истинное качество существования проверяется отсутствием проблем или налаженной системой их решения...»

В контексте этих трезвых замечаний можно представить, насколько космическим (в смысле инопланетным) явлением стало для бельгийской аудитории наше документальное кино. Показы шли на двух площадках в Брюсселе, а также в университетских городках. Обсуждения показали, что зрители легче других «декодировали» (проще говоря, понимали) картины «Урок танца» Павла Печенкина и «О любви» Тофика Шахвердиева.

«Урок танца» живописует муштру в Пермском хореографическом училище. Главная героиня -- Галина Павловна Сахарова, бывшая прима и педагог, народная артистка СССР. Дама, то и дело повторяющая, что ей «хочется убить нерадивых дев на пуантах». У ее «солдат» -- учениц выпускного класса за годы обучения атрофировалось какое бы то ни было личное отношение к насилию в их адрес и, думается, к категории насилия вообще. Фильм смотрится и как своего рода триллер (начнется ли бунт сильфид?), и как метафора отношений с властью. «О любви» -- наоборот, история о слабых: о детях-инвалидах, которые учатся в одном классе спецшколы. Им по семь лет, и их больше всего интересуют влюбленности в одноклассниц. Фильм, балансирующий на тонкой грани отношения к теме, бельгийскими зрителями воспринимался так: «...Это напоминание о том, что исконный и истинный смысл демократии -- защита слабых, и это актуально во всем мире, поскольку культ силы, в сущности, процветает везде...»

По-настоящему заинтриговал бельгийцев прелестный фильм Павла Фаттахутдинова «Лиза». 19-летняя Лиза живет в индустриальном городке Карабаш (зона чрезвычайной экологической ситуации -- в 1989 году ООН назвала ее «черной точкой планеты») с бабушкой и дедушкой, которые не встают с кроватей после похорон дочери -- Лизиной мамы. Лиза работает на хлебозаводе, надеется получить образование, хочет зависеть только от себя, найти достойно оплачиваемую работу. Весь день ее расписан по минутам: кормить стариков, управляться с тестом и жутковатыми древними заводскими агрегатами, помогать отцу, давно оставившему семью. Лиза -- отличник сизифова труда, но удивительным образом жизнерадостный человек. Настолько позитивная личность, что на фоне своей адской жизни выглядит скорее мутантом, чем ангелом, -- этой хитростью фильм и чарует. «...У нас сейчас немодны позитивные герои, а у вас? Но эта героиня -- какое-то удивительное существо, оно зачаровывает... И не правда ли, это тот редкий случай, когда нет конфликта между святостью и практичностью?..» -- продолжает упорно бороться за понимание чужеродной реальности бельгийский посетитель русского киносеанса. В целом результат десанта документальной «Флаэртианы» в Европу таков: коды доступа отчасти поддаются расшифровке, миссия выполнима.

Марина ДРОЗДОВА
//  читайте тему  //  Кино