Время новостей
     N°32, 26 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.02.2009
Сергей Соловьев: Крутой авангард и классика -- родственные вещи
Кинофестиваль «Дух огня» в Ханты-Мансийске вчера завершился премьерой фильма «Асса 2». Помимо этого фильма Сергей Соловьев в рамках фестиваля впервые показал еще одну новую свою работу, долгожданную экранизацию «Анны Карениной». У самого Сергея Соловьева дорога к фильму по роману Льва Толстого заняла больше чем полтора десятилетия. Татьяна Друбич, которая по-прежнему ослепительно хороша, за это время успела стать бабушкой: ее с Соловьевым дочь Аня только что стала мамой. В новой версии «Анны Карениной» герои выглядят во многом непривычно. Каренин -- добрый, мудрый и несчастливый муж. Вронский -- слабовольный мачо с детскими глазами. Анна -- прекрасная, страдающая, но эгоистичная женщина, подверженная наркотической зависимости. О том, как формировался замысел «Анны Карениной», как происходил выбор артистов на главные роли и что объединяет два столь разных фильма («Анна Каренина» и «Асса 2»), Сергей СОЛОВЬЕВ рассказал Ольге ГАЛИЦКОЙ.

-- Когда все только начиналось, было три кандидата на роль Каренина, и все очень хорошие: Олег Янковский, Леня Филатов и Петр Мамонов. У всех были великолепные пробы. На роль Анны пробовались Таня Друбич и Ирина Метлицкая. Обе были исключительно хороши, сложно было сделать выбор. Вронского должен был играть Александр Домогаров, который тоже прекрасно подходил для этой роли. Из этих проб я смонтировал такой маленький почти что фильм, который был показан по телевидению в программе Сергея Шумакова. У него он и сохранился до сих пор. Тогда, 16 лет назад, мы приступили к первому подготовительному периоду. Появились даже серьезные американские продюсеры, выразившие желание поддержать эту затею. Только они сразу меня предупредили: вы, мол, должны понимать, что американский народ такого финала, как у вас, не примет, у наших зрителей другой менталитет. Дайте нам серьезные гарантии, что финал будет изменен. И надо сказать, что я как-то поддался этому сумасшествию и дня три всерьез размышлял, как закончить историю Анны Карениной. Потом, конечно, дурман схлынул, несостоявшиеся продюсеры фильма разъехались, а замысел остался. И тут случился первый правительственный секвестр, в переводе на русский язык -- обрезание бюджета. В этом состоянии обрезанности мы провели года два или три, я даже другой фильм снял за это время. Потом Иры Метлицкой не стало, Леня Филатов умер.

-- Если бы не было этих трагических событий, то Метлицкая и Филатов сыграли бы Анну и ее мужа?

-- Единственное мое сомнение по поводу Татьяны Друбич заключалось в том, что у Тани был чересчур юный облик. А Ирина Метлицкая сразу смотрелась прекрасной дамой. Это ведь история взрослых людей, зрелых страстей. У Леонида Филатова были очень убедительные пробы, но я сразу больше склонялся в сторону Олега Ивановича Янковского. Именно он все эти годы подталкивал меня к созданию фильма, настаивал, что я должен непременно это сделать. Его Каренин был продуман им задолго до съемок.

-- Почему все-таки работа над этой экранизацией растянулась на долгие годы?

-- Потому что это большая постановочная работа, на одни только костюмы требовались большие вложения. А к тому моменту, когда их надо было заказывать, как раз случился дефолт 98-го года, кинопроизводство замерло. Вообще по нам проехались все мыслимые финансовые катаклизмы. Тогдашний министр Госкино Армен Медведев сказал мне: деньги мы тебе дадим, но учти, что это будет бюджет всей нашей кинематографии. Конечно, я отказался. Опять возникла пауза. Но все эти годы Олег Янковский проявлял настойчивость. Еще раз скажу: во многом благодаря именно ему я окончательно свыкся с мыслью, что мне все-таки обязательно нужно снять «Анну Каренину». Потом возникло творческое сотрудничество с «Первым каналом», однако со временем мы пришли к тому, что наши отношения должны ограничиться показом полной пятисерийной телевизионной версии. Дальше спасибо огромное Ханты-Мансийску, компании «Югра-фильм», которая помогла завершить картину.

-- За долгие годы, пока создавался ваш фильм, менялись исполнители роли Вронского. На смену первоначально выбранному Домогарову пришел Сергей Безруков, в итоге сыграл Ярослав Бойко, звезда телесериалов. Почему вы остановили выбор на нем?

-- Безрукова мы даже начали снимать. Он был необычным Вронским, у него была своя идея насчет этого героя. Он с самого начала стал играть эдакого Печорина, деликатного, умного, но при этом «лишнего человека». А потом в дело вмешались внешние обстоятельства, Безруков целиком ушел в большую работу о Сергее Есенине. Слава Бойко мне понравился еще давно, я его запомнил. Я люблю сам снимать фотопробы. Когда делаешь портрет человека, то в какой-то момент отчетливо понимаешь, годится он для роли или нет. Ярослав Бойко подошел идеально. Он органично смотрит, двигается, на нем превосходно сидит военная форма. И потом есть вещи, которые между двумя людьми произойти могут, и ты этому мгновенно веришь. Поэтому, когда пришел Бойко и встал рядом с Таней, я понял, что Вронского мы нашли. У него ценное сочетание абсолютной мужественности и детскости, доверчивости во взгляде.

-- Насколько трудной оказалась задача по воссозданию на экране быта людей из высшего общества ХIХ века?

-- Для меня Анна -- персонаж более позднего времени, русского Серебряного века. По характеру, эмоциям, переживаниям. Поэтому наша картина перенасыщена влиянием Серебряного века. По-моему, это первый русский роман именно Серебряного века, хотя написан был значительно раньше. Я убежден, что та женщина, которая вдохновляла Толстого, с одной стороны, несла в себе пушкинское понимание того, чем приходится платить в России за чувство, которое мы называем любовью. С другой стороны, в толстовском романе предугадан тип русской женщины, который впоследствии кристаллизовался в поэзии и жизни Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Это ощущение мы пытались выразить в том числе с помощью интерьеров и костюмов.

-- В прежних экранизациях как-то не было специального акцента на том, что Анна постоянно принимает морфий. Почему вы решили заострить на этом внимание?

-- Это важный момент. Медицинское обезболивание, прописанное Анне при трудных родах, дальше стало необходимым для нее, чтобы заглушить невыносимую душевную боль.

-- Вы раздели Анну на экране, она появляется в откровенных сценах -- впервые в истории экранизаций романа Льва Толстого. Зачем вам это понадобилось?

-- Кино -- визуальное, чувственное искусство. Чтобы зрители увидели, что Анну и Вронского захватила страсть, я должен показать ее. А в сцене с мужем обнаженность Анны подчеркивает интимный, доверительный характер их отношений. Олег Янковский не играет монстра, бюрократическую машину, каким обычно изображали Каренина. У него Каренин страдающий, глубоко чувствующий человек, переживающий страшную драму разрушенных семейных отношений и всего привычного мироустройства.

-- Грета Гарбо, Вивьен Ли, Татьяна Самойлова -- встанет ли Татьяна Друбич в этот ряд знаменитых исполнительниц Анны Карениной?

-- Мне бы хотелось, чтобы она встала в другой ряд -- своих собственных ролей. Анну обычно играют как бенефисную роль. А это не бенефис, это судьба. Как сказал мне на просмотре эталонной копии в Лос-Анджелесе один старый русский эмигрант-аристократ: «У меня странное ощущение, что в роли Анны Карениной снялась сама Анна Каренина». Это для меня самая высокая оценка.

-- Будет ли новая версия любовной драмы Анны Карениной увлекательной для молодых посетителей кинотеатров, которых большинство?

-- Прокатная история нашего фильма еще не определена, с ней надо работать. Не знаю, кто это придумал, что кассовая картина должна быть обязательно попсой. Вот представьте, что вышел, скажем, указ, что на сцене могут петь только, к примеру, Наташа Королева и Маша Распутина и больше никого не должно быть. Такого идиотизма ведь никому в голову не приходит. Нормально играет на альте Башмет, Спиваков дирижирует, Казарновская поет, да мало ли кто еще выступает, и для каждого есть зрители и ценители. Поэтому важно просто придумать способ, как правильно представить такой непопсовый фильм в прокате и выигрышно показать премьеру. К фильму «Анна Каренина» должно быть такое же отношение, как к классической музыке -- она совершенно другая по сравнению с попсой, но нужна многим. Необходимо предпринять определенные усилия, чтобы фильм и зрители нашли друг друга.

-- «Анна Каренина» по вашему замыслу должна появиться в прокате одновременно с «Ассой 2». Почему так?

-- Потому что это правда дилогия, два связанных между собой фильма. В «Ассе 2» беспрерывно происходят съемки фильма «Анна Каренина», там есть режиссер, которого играет Сергей Маковецкий, и актриса, исполнительница роли Анны, -- это Татьяна Друбич. Они ссорятся, спорят, в муках создают свою экранизацию. И есть наша «Анна Каренина», которая также мучительно долго и трудно рождалась на свет. Если их показать рядом, это будет настоящая, без пошлятины связь с современностью. Вот в Санкт-Петербурге мы уже придумали красивую историю, как выпустить сразу два фильма. В кинотеатре, где находится Центр Сергея Курехина, мы сделаем премьеру второй «Ассы». Помещение разрисуют художники во главе с Сергеем Бугаевым-Африкой. Шнур, который играет в «Ассе 2» главную роль, 10 апреля специально для премьеры соберет «Ленинград», с ними на сцену выйдет и сыграет Юрий Башмет, он тоже снимался в фильме. Там же проведем фестиваль молодого русского кино. А 30 апреля в Малом оперном театре на площади Искусств устроим большую петербургскую премьеру «Анны Карениной». Одно событие продолжится другим. Нет ничего более художественно близкого на свете, чем самый крутой авангард и классика. Это родственные вещи.