Время новостей
     N°29, 19 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.02.2009
"Цены не снижаются из-за инфляции"
Россияне провели свой анализ макроэкономической ситуации в стране
Инфляция в России продолжает расти темпами, превышающими докризисные. Вчера "Росстат" обнародовал самые свежие данные -- на 16 февраля, согласно которым рост цен с начала года составил 3,2%. Это на 0,1% больше, чем в прошлом году. А Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) предложил россиянам оценить, как, на их взгляд, меняются цены на прилавках магазинов и на рынках. Реальность не обманешь: оказалось -- меняются цены не в лучшую сторону.

«Несмотря на то что в некоторых странах в связи с экономическим кризисом наблюдается снижение цен на некоторые товары и услуги, большинство россиян (83%) не заметили аналогичного явления в своем регионе», -- чуть ли не удивленно отмечает ВЦИОМ. Мало того, если цены в ближайшее время не только не будут падать, но и продолжат расти, часть россиян готова на крайние меры: принять участие в забастовках, прибегнуть к оружию и захвату зданий, а также транспортных путей.

Согласно последнему опросу, 83% россиян не замечают хоть какого-либо снижения цен на товары, 11% из участвовавших в опросе наблюдали в последнее время падение стоимости отдельных товаров и услуг, 2% отметили, что «цены в целом снижаются», и 3% не смогли определиться. Две последние категории укладываются в рамки статистической погрешности при подобных опросах. Более того, 58% опрошенных называют инфляцию «очень высокой», 30% находят рост цен умеренным, лишь 5% оценивают его как незначительный и 7% затруднились с ответом.

При этом почти половина опрошенных не готова назвать причины происходящего: 48% затруднились с поиском виноватых. Остальные воспользовались возможностью и перечислили, что же мешает падению цен в России в условиях кризиса (вопрос был открытым, то есть можно было предлагать свои варианты ответов). Главными причинами россияне считают политику государства (8%) и экономический кризис (7%). 5% набрали такие причины, как безответственность и бездействие властей, жадность предпринимателей, бюрократия и коррупция, рост курса доллара. Столько же опрошенных полагает, что снижение цен убыточно в первую очередь для производителей. Отсутствие государственного регулирования цен назвали 4%, столько же винит региональные власти. 3% считают, что "цены не снижаются из-за инфляции" и из-за импорта товаров, 2% полагают, что всему виной влияние монополистов, 1% -- снижение цен на нефть и газ.

Таким образом, можно заметить, что в совокупности 26% в той или иной степени возлагают ответственность за «непадение» цен на власти (политика государства, безответственность властей, бюрократия и коррупция, отсутствие госрегулирования, политика региональных властей). 3%, кажется, просто не до конца разобрались в загадочных экономических процессах -- ответ «цены не снижаются из-за инфляции» равнозначен определению «инфляция потому, что цены не снижаются». Каждый сотый столь же загадочно полагает, что падение цен на нефть и газ находится в обратной зависимости с ценами на потребительские товары, которые сразу же начинают расти.

При этом высокий уровень инфляции наиболее склонны отмечать в Центральном и Южном федеральных округах, об умеренном росте цен чаще заявляют жители Сибири, Дальнего Востока, северо-запада и Поволжья. И чем крупнее населенный пункт, тем его жители более склонны оценивать инфляцию как высокую. Напротив, умеренный рост цен чаще отмечают жители средних, малых городов и сел.

В другом исследовании ВЦИОМ попросил россиян поделиться, что они со своей стороны предпринимают, чтобы компенсировать рост цен. Большинство прибегает к замене дорогих продуктов и товаров их более дешевыми аналогами -- 32% или отказывается от некоторых продуктов и товаров вообще (31%). Почти каждый четвертый (23%) ищет возможность подзаработать. Еще 12% начали тратить накопленное непосильным трудом, лишь 7% рискуют попросить у начальства прибавки к жалованью. 5% не нашли ничего лучшего, как тратить деньги на товары длительного пользования -- чтобы деньги (а не товары) не пропали совсем, а 2% участвуют в митингах и демонстрациях протеста.

Можно ли побороть рост цен как явление, россияне в большинстве своем не представляют. 13% вообще затруднились с ответом, как это сделать, еще 60% выбрали толстовский путь непротивления злу насилием: 47% считают бесполезным предпринимать какие-либо меры против повышения цен, еще 13% рассчитывают со временем просто привыкнуть к новым ценам. Меньшая часть готова к активным действиям в случае, если цены продолжат расти: 14% намерены требовать повышения заработной платы, 9% при дальнейшей инфляции собираются участвовать в митингах и демонстрациях, 5% -- писать письма протеста, 3% -- бойкотировать товары и услуги. 2% сообщили, что могут «при необходимости взяться за оружие», по 1% -- могут объявить голодовку или же захватить здания и транспортные пути.

Юлия МИРОНОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис