Время новостей
     N°25, 13 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.02.2009
Обещанное три года ждет
РСПП предлагает отсрочить повышение единого социального налога
Российский союз промышленников и предпринимателей готов выступить со своим видением антикризисных мер, предлагаемых правительством. В первую очередь речь пойдет о смягчении налогового бремени. Как рассказал журналистам президент РСПП Александр Шохин, в ближайшее время возглавляемое им бизнес-объединение предложит правительству документ под названием «О ключевых направлениях антикризисной политики в 2009 году». В нем бизнес-сообщество сформулирует, чего оно ожидает от правительства в трудные времена.

В частности, РСПП будет настаивать на введении трехлетнего моратория на повышение единого социального налога. В настоящее время базовая ставка ЕСН составляет 26% при наличии регрессивной шкалы. С 1 января будущего года планируется его увеличение до 34% путем расщепления на взносы в Пенсионный фонд, а также фонды социального и обязательного медицинского страхования. Бизнес-сообщество надеется, что правительство пойдет ему навстречу. В противном случае в ожидании роста налоговой нагрузки работодатели могут пойти на массовые увольнения и сокращения зарплат в попытках оптимизировать будущие потери. Таким образом, количество безработных, и без того увеличивающееся из-за кризиса, может еще больше возрасти.

Хотя глава РСПП не сказал этого прямо, но, по всей видимости, ради сохранения существующего размера ЕСН бизнес даже готов снять свое давнее требование по радикальному снижению налога на добавленную стоимость. То есть точка зрения, что налог снижать надо, пересмотру не подлежит. «Сейчас государство тратит больше средств на поддержку компаний. Лучше было бы снизить НДС, чем раздавать деньги компаниям напрямую», -- полагает г-н Шохин. Но признает, что этот налог является основным источником бюджета и при этом не зависит от падения цен на сырье.

«Союзников (в снижении НДС. -- Ред.) в правительстве стало меньше в силу кризиса», -- признает глава РСПП. Раньше Минэкономразвития выступало за унификацию и снижение ставки НДС до 12% с нынешних 18. РСПП предлагал более радикальное снижение -- до 10%. Против этого выступал Минфин, который опасался серьезного выпадения бюджетных доходов. В качестве альтернативы Минфин предлагал снизить ставку налога на прибыль. Такое решение было принято в условиях начавшегося кризиса -- ставка налога с 1 января 2009 года снизилась до 20% с прежних 24. Однако в условиях отсутствия прибыли у большинства предприятий размер налога на нее никакого значения не имеет, признает г-н Шохин. Как вариант смягчения этой нагрузки он предлагает хотя бы отменить уплату НДС с авансовых платежей.

У бизнеса есть и более общие пожелания к правительству. Так, в документ будет включено предложение определить «целевую структуру экономики после выхода из кризиса». Очевидно, что оказывать поддержку всем отраслям государство просто не в состоянии. Тем более что до сих пор никто не понимает, насколько долго может продлиться мировой кризис. В таких условиях важно понять, за счет каких секторов экономика, которую уже в этом году ожидает рецессия, сможет начать оживление.

«Кто проспит начало восстановления мировой экономики, тот потеряет свою докризисную долю. Передел рынков будет очень существенным», -- убежден г-н Шохин. Само бизнес-сообщество полагает, что поддерживать надо традиционные компании, а приоритетом должны стать сырьевые отрасли.

Вторая тема, которая волнует бизнес, связана с ролью государства. Сейчас государство активизируется по всем направлениям -- и создавая госкорпорации, и оказывая финансовую помощь, и напрямую входя в бизнес. Главы компаний желают знать, как глубоко и насколько эффективно государство намерено действовать в каждом направлении.

Третья тема -- это соотношение универсальных и ручных методов управления в поддержке компаний. Пока правительство очевидно тяготеет ко вторым, записывая предприятия в особые списки и раздавая матпомощь через уполномоченные банки. Бизнесмены хотят услышать, что государство готово сделать для всего бизнеса в целом, чтобы облегчить ему жизнь.

Вера СИТНИНА