Время новостей
     N°20, 06 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.02.2009
"Аэрофлот" ронять не хотят
Авиакомпания может лишиться «пролетных денег»
Федеральная антимонопольная служба готовит проект постановления правительства об отмене так называемых роялти (в просторечии -- «пролетных денег»), выплачиваемых "Аэрофлоту" иностранными авиакомпаниями, использующими транссибирские маршруты из Европы в Азию над российской территорией. Причем, учитывая негативное отношение к проекту Минтранса и Минэкономразвития, ФАС готова внести документ на рассмотрение премьер-министра без согласования с другими ведомствами. Об этом вчера сообщил руководитель ФАС Игорь Артемьев. Свое личное отношение к практике взимания «пролетных денег» он выразил просто: «Это дикость».

При этом г-н Артемьев не желает зла авиакомпании. «Уронить «Аэрофлот» не является нашей целью», -- сказал руководитель ФАС вчера.

По его словам, получив несогласованный проект постановления, премьер может поступить двояко: либо высказать свою позицию по обсуждаемому поводу, либо дать поручение все же провести согласование с заинтересованными ведомствами. Согласование в этом случае будет проведено под руководством вице-премьера Сергея Иванова, который курирует в правительстве авиатранспортную и авиастроительную проблематику.

С инициативой пересмотреть практику взимания роялти в пользу «Аэрофлота», существующую с 1980-х годов прошлого века, в ФАС в конце 2008 года обратились мэр Москвы Юрий Лужков и глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Московское правительство и «Ростехнологии» совместно создают крупную авиакомпанию «Росавиа», которая рассчитывает занять на российском авиатранспортном рынке место, сопоставимое по важности с местом «Аэрофлота», нынешнего лидера отрасли. По мнению гг. Лужкова и Чемезова, роялти, сумма которых оценивается в 300 млн долл. ежегодно, дают «Аэрофлоту» неправомерные конкурентные преимущества по сравнению с другими российскими авиакомпаниями.

Заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков не смог вчера удержаться от критики в адрес тех, кто поднимает вопрос о роялти. «Вызывают удивление шаги компании, которая еще даже не начала летать, -- сказал он вчера «Времени новостей», явно имея в виду создаваемую «Росавиа». -- Хочу напомнить, что «Аэрофлот» получает эти деньги как назначенный перевозчик на соответствующих международных и внутренних маршрутах. Когда другие получат такой же статус, тогда им будет уместно высказываться по данной теме, но пока рано».

Отвечая на вопрос о том, насколько вероятным кажется ему пересмотр существующей системы роялти, г-н Кошляков признал: «Отобрать всегда можно». Невозможным г-ну Кошлякову представляется добиться, чтобы иностранные авиаперевозчики продолжали выплачивать сопоставимые суммы в пользу других российских компаний или организаций. При любом изменении системы, считает г-н Кошляков, действующей на базе исторической преемственности, традиционные «пролетные» доходы будут просто потеряны для России.

Эти же соображения, очевидно, определяют позицию Минтранса. Глава ведомства Игорь Левитин в последние годы неоднократно заявлял, что система транссибирских роялти будет функционировать в неизменном виде до конца 2013 года.

Администрация «Аэрофлота», выступая за сохранение существующего порядка, в то же время отрицает, что он критически важен для выживания компании. «Нанести ущерб «Аэрофлоту» с этой стороны не получится, -- заявил вчера г-н Кошляков, -- так как компания обладает операционной безубыточностью».

Михаил КУКУШКИН