Время новостей
     N°11, 26 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.01.2009
Что вьетнамцу радость, то русскому тоска
Российские предприниматели настроены пессимистически, но не катастрофически
Настроения российских предпринимателей за последние семь лет никогда не были столь пессимистичны, как сегодня. Такой вывод делается в очередном Международном исследовании бизнеса, ежегодно проводимом Грант Торнтон Интернешнл (международная организация, объединяющая независимые аудиторские и консультационные фирмы). Исследования бизнеса проводят на протяжении многих лет на основе опросов 7200 предпринимателей из 36 стран мира, включая Россию.

Предпринимателям задают вопросы относительно прогнозов развития экономики их страны. На основании ответов выводят основной показатель -- разницу между процентом оптимистов и пессимистов в бизнес-среде.

Россия попала список стран -- пессимистов, оказавшись, правда, самой оптимистичной среди них. В России разница между оптимистами и пессимистами составила 2% в пользу пессимистов. По сравнению с прошлым годом спад настроений составил 60%. Среди пяти российских городов, в которых проводился опрос предпринимателей, в одном-единственном городе -- Новосибирске преобладают оптимистичные настроения (+10%). В остальных городах в большинстве оказались пессимисты: Москва (-4%), Санкт Петербург (-4%), Нижний Новгород (-6%), Екатеринбург (-2%).

На вопрос, какие факторы вызывают наибольшее беспокойство для бизнеса, предприниматели 36 стран -- участниц исследования указали на спад потребительского спроса (39%) и недостаток кредитования бизнеса (19%). В России схожие результаты: 41 и 18%. При этом наибольшую тревогу вызывает спад потребительского спроса в Екатеринбурге, а недостатком кредитования бизнеса обеспокоены в наибольшей степени предприниматели Нижнего Новгорода (28%). В Новосибирске же наибольшую тревогу вызывает недостаток потребительских кредитов (22%), а вовсе не недостаток кредитования бизнеса (12%).

В ответах относительно состояния основных показателей бизнеса в 2009 году российские предприниматели оказались настроены так же пессимистичны, как восемь лет назад. Предпринимателей, ожидающих сокращения прибыли в этом году, оказалось на 11% больше, чем тех, кто надеется на увеличение прибыли. В прошлом году в этом вопросе, наоборот, оптимистов было больше, чем пессимистов, на 68%. Тех, кто планирует увеличение инвестиций в новую недвижимость, оказалось на 6% меньше, чем тех, кто не будет этого делать. В прошлом году инвестиции тех, кто планировал осуществлять инвестиции в новые здания, было на 42% больше.

По другим основным показателям количество оптимистично настроенных предпринимателей также значительно сократилось. Разница оптимисты/пессимисты (то есть ожидающие рост/снижение) составила по оборотам +6% в 2009 году (+80% в 2008 году); по ценам на товары и услуги +46% в 2009 году (+75% в 2008 году); по экспорту +1% в 2009 г (+12% в 2008 году); по инвестициям в оборудование +7% в 2009 году (+67% в 2008году).

По мнению Ивана Сапронова, главы департамента корпоративных финансов Грант Торнтон Интернешнл: «Подобные показатели лишний раз подтверждают зависимость нашей экономики и нашего бизнеса от цен на нефть: высокие цены на нефть -- превалируют оптимистичные настроения, низкие цены -- лидирует пессимизм. Все это помножено на неопытность нашего бизнеса: в большинстве своем современные руководители не прошли ни одного экономического цикла, не все даже застали кризис 1998 года».

По другим странам предприниматели, ожидающие роста основных показателей, оказались все еще в большинстве, хотя и незначительном. Относительно увеличения оборота разница оптимисты/пессимисты составляет +11% (+63% в 2008 году), по экспорту +4% (+18% в 2008 году), по ценам на продукцию и услуги +14% (+30% в 2008 году), по объемам инвестиций в новые здания +2% (25% в 2008 году) и в и оборудование +13% (39% в 2008 году). Лишь в вопросе относительно прибыльности бизнеса в большинстве оказались предприниматели, прогнозирующие снижение данного показателя -5% (+41% в 2008 году).

Отдельно по странам картина очень разнится. Вьетнамские предприниматели в подавляющем большинстве ожидают роста оборотов национального бизнеса: разница оптимисты/пессимисты составила +91%. В этом вопросе их поддерживают бизнесмены Индии +71%, Ботсваны +70%, Южной Африки и Армении по +54%. В других странах, наоборот, преобладают пессимистичные настроения: в Гонконге большинство предпринимателей ожидают снижение оборотов -- разница оптимисты/пессимисты составила -48%, на Тайване (-44%), Японии (-23%), Испании (-21%).

Если анализировать полученные результаты по видам деятельности, наибольшая разница в пользу оптимистов, ожидающих рост товарооборота, в целом выявлена в сфере финансовых услуг (+22%), здравоохранении/образовании (+21%) и в гостиничном бизнесе (+20%).

Ирина СКЛЯРОВА