Время новостей
     N°7, 20 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.01.2009
Желание быть инженером
Непопулярные специальности оказались самыми надежными в период кризиса
Финансовый кризис серьезно изменил расстановку на рынке труда. Интернет-библиотека СМИ Public.Ru, проанализировав опубликованные в СМИ данные по рынку труда, составила рейтинг самых востребованных и популярных профессий в 2006--2007 годах. А затем сравнила его с перечнем профессий, наиболее пострадавших от кризиса. Жестким сокращениям подвергается сфера PR, рекламы, маркетинга. Зато самыми надежными в условиях кризиса оказались малопопулярные профессии.

Исследование проводилось Public.Ru по центральным общественно-политическим, экономическим и деловым газетам и журналам.

Еще года три назад рынок труда в России был рынком "кандидата". Развитие российского бизнеса закономерно привело к появлению большого количества вакансий. Одной из характерных примет времени стало легкое отношение людей к смене места работы. Но в конце 2008 года ситуация на рынке труда кардинально изменилась. Вновь оказались актуальны приметы 90-х: массовые сокращения, урезание зарплат, вынужденные неоплачиваемые отпуска спровоцировали резкое сокращение числа вакансий и рост числа соискателей. В то время как еще недавно в деловом российском сообществе бытовало мнение, что менеджер должен менять место работы раз в три года, теперь о смене работы не мечтает практически никто,зато о предстоящих сокращениях сотрудников объявляют порядка 80% компаний. Правда, значительная часть владельцев бизнеса, по мнению аналитиков, уже начала осознавать, что на волне всеобщего кризисного психоза «выплеснула с водой ребенка» -- ценных специалистов, -- и сейчас предлагает им вернуться обратно.

Public.Ru сравнила популярные профессии в 2006--2007 годах с перечнем наиболее пострадавших в период кризиса профессий. В рейтинге наиболее популярных профессий в порядке убывания лидируют менеджеры по продажам, финансовые специалисты (брокеры, страховые агенты, банковские аналитики, экономисты, кредитные эксперты), PR-менеджеры, строители, административный персонал (ассистент, офис-менеджер, секретарь), программисты, тренинг-менеджеры, рекрутеры, HR-менеджеры, аудиторы, бухгалтеры, дизайнеры.

Наиболее пострадавшими от кризиса оказались финансовые специалисты, административный персонал, тренинг-менеджеры, HR-рекрутеры, PR-менеджеры, журналисты, строители, бухгалтеры, аудиторы, логисты, менеджеры по продажам и торговые представители.

Если в последние пять лет наибольший интерес абитуриентов вызывали экономика, менеджмент, it-технологии, юриспруденция, то сейчас престижность этих специальностей начинает падать. Самыми надежными в условиях кризиса оказались ранее малопопулярные профессии -- учителя, врачи, it-специалисты, фармацевты и инженеры.

Еще два года назад менеджеры по продажам и по работе с клиентами считались самыми необходимыми сотрудниками в любой компании, позиция менеджера по продажам считалась хорошим началом трудовой карьеры. В условиях кризиса представители этой профессии оказались в худших условиях по сравнению с другими.

Острую необходимость в 2006--2007 годах бизнес испытывал в финансовых специалистах, лидером среди которых являлись страховые агенты. В банковском секторе были очень востребованы специалисты по розничному кредитованию и инвестициям. Эти же категории сотрудников, по единодушным оценкам экспертов, первыми оказались на краю кадровой пропасти.

По данным кадровых центров, спрос на страховых агентов уменьшился в два-три раза. Тем, кто занимается добровольным медицинским страхованием, приходится хуже всех. В чуть лучшем положении автострахование (ОСАГО никто не отменял). Сильно пострадали отделы кредитования и инвестиций в банках. Операционисты, кассиры, специалисты по работе с долгами, напротив, могут чувствовать себя более уверенно. А вот ранее самая популярная профессия в финансовой сфере -- аудитор -- и сейчас на коне в связи с большим количеством ожидаемых слияний и поглощений.

Корректировке подверглись и образовательные приоритеты. Самыми популярными факультетами в 2006--2007 годах кроме экономических и юридических были факультеты по связям с общественностью, рекламе, маркетингу. В нынешней ситуации, когда бизнес неизбежно урезает маркетинговые и рекламные бюджеты компаний, жестким сокращениям подвергаются пиарщики, маркетологи, аналитики, рекламщики. Поэтому эксперты прогнозируют падение престижа профильных факультетов.

Один из самых стремительно развивавшихся секторов экономики -- строительный бизнес в 2006--2007 годах испытывал постоянную нехватку специалистов. Инженеры и рабочие строительных специальностей были одними из самых востребованных на рынке труда. С сентября 2008 года начался настоящий обвал отрасли, были заморожены десятки инвестиционных проектов, резко упало количество сделок, и существенная часть работников отрасли будет уволена. Правда, считают эксперты, это больше коснется рабочих-мигрантов, чем управленческого персонала.

В строительной отрасли сохранился спрос на некоторые специальности. В частности, инженеры по-прежнему будут в большом дефиците. По мнению экспертов, представителям этой специальности едва ли стоит опасаться увольнений, поскольку их сейчас настолько мало, что даже сокращение вакансий не сравнится с масштабами дефицита, который наблюдается по этой позиции.

По данным исследования, в 2006--2007 годах наблюдался настоящий бум «эйч-аров». В условиях борьбы за персонал сам процесс рекрутинга в компании играл важную роль. Сейчас же «эйч-ары» в первых рядах кандидатов на увольнение.

В очень невыгодном положении также оказался сегодня весьма многочисленный и востребованный в 2006--2007 годах класс сотрудников, не являющихся основным звеном компаний: офисные менеджеры, дублирующие специалисты, ассистенты, секретари, офис-менеджеры. То есть те, чьи обязанности без ущерба для дела можно разделить между другими сотрудниками.

По оценкам экспертов, подбор топ-менеджеров в последние докризисные годы был поистине международной проблемой. В 2006--2007 годах их острая нехватка отмечалась практически всеми представителями бизнеса. Кризисные тенденции на рынке труда проявились в первую очередь в области занятости топ-менеджмента. В период кризиса меньше других востребованы руководители консультационных и юридических компаний, сильно пострадают топ-менеджеры в сфере туризма, ресторанного бизнеса, маркетинга. Топ-менеджеры, которые традиционно имели больше всех привилегий и самые высокие зарплаты, сейчас оказались в самом сложном положении.

По разным оценкам, падение спроса на топ-менеджмент в компаниях составляет от 50--70%. Это самая дорогая категория сотрудников, которые по нынешним временам многим компаниям просто не по карману. Характерной приметой времени, по оценкам специалистов, стала замена иностранных "топов", работающих в России, на отечественных, которые нынче стоят значительно дешевле.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис