Время новостей
     N°7, 20 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.01.2009
До и после новогодней ночи
Новый год еще не наступил, а удовольствий, поздравлений, сюрпризов было океан. Впрочем, приближение к заветному в психологическом отношении рубежу ощущалось далеко загодя. В течение всей осени не покидало ощущение, будто Новый год уже завтра -- так много было развлекательных программ.

...Помнится, как в советское время, в условиях плановой экономики, некоторые отрасли хозяйства праздновали наступление Нового года уже первого сентября. Случалось, что преуспевали отдельные граждане, и телевидение нас об этих победах не без пафоса извещало.

В условиях же рынка впереди всех -- телевизионная отрасль. Еще не опали осенние листья, а на телеэкране воцарилась предпраздничная суета: один за другим стартовали широкомасштабные шоу -- «Звездный лед», «Ледниковый период», «Ты -- суперстар». К ним присоединилась народная забава -- «Минута славы». К ним примкнуло экстремальное развлечение «Последний герой». И много чего еще к ним примкнуло, отчего и возникло стойкое убеждение, что ТВ -- это праздник, который всегда с тобой с перерывами на рекламные паузы и траурные церемонии.

На сериальном фронте не случилось ничего примечательного, если не счесть таковым «Глухаря» на канале НТВ.

Финишировавшее накануне праздника шоу «Имя Россия» стало главным конфузом сезона. Видимо, больших трудов стоило инициаторам проекта, чтобы именем нашей страны не оказался бы товарищ Сталин. Но все равно его третье место выглядит как первое. Официальные победители (Невский и Столыпин) сомнительны как победители. Непонятно, с чего вдруг первенствовали два самых неизвестных для широкой публики исторических лица?

Впрочем, если все-таки результаты голосования честные, то сам проект следовало бы назвать не «Имя Россия», а «Диагноз России». Чтобы в списке 12 самых знатных персонажей фигурировало три тирана с садистическими наклонностями -- это говорит о многом.

Если говорить о праздничном ТВ, то право первой новогодней ночи осталось за «Первым каналом». И по рейтингу. И по эстетике. Можно констатировать, что команда массовиков-затейников во главе с Иваном Ургантом выиграла вчистую праздничный эфир у команды шутов во главе с Максимом Галкиным. Особенно впечатляющим был успех «Большой разницы» вечером 1 января, если опять же судить по рейтингу.

Но то, что случилось после новогодней кульминации, когда настали будни праздников, иначе не назовешь, как полный «дефолт» отечественного ТВ. На экране господствовала сериальная жвачка, притом не однажды прожеванная, старые концерты, много раз скушанные, старые фильмы, набившие оскомину.

Телевизионный кризис очень похож на кризис финансовый. Сдулся развлекательный пузырь, и смотреть стало нечего. Кроме пародий. По преимуществу, на собственный продукт. И это еще не дно пропасти, принимая во внимание, что реклама под давлением экономической рецессии будет неизбежно съеживаться в объеме и в цене.

Сама реклама не исчезнет с экрана, но изменится ее функция; к ней телевещатели будут относиться не как к источнику наживы, а как к средству выживания.

Пока же одно утешение -- телеканал «Культура». Быть может, оба кризиса (рекламный и развлекательный) поспособствуют расширению аудитории этого канала. В конце концов не бывает добра без того, чтобы на какое-то время тебе не стало худо.

Юрий БОГОМОЛОВ, «Российская газета»