Время новостей
     N°242, 29 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.12.2008
Альянсу не хватило на керосин
Крупнейший крах в истории гражданской авиации России
Крах авиационного альянса AirUnion летом этого года привел к масштабному переделу собственности на российском рынке гражданской авиации. Для госкорпорации «Ростехнологиями» это печально в целом событие оказалось очень полезным и своевременным. Оно позволило завершить давно вынашиваемый корпорацией проект объединения под своим крылом нескольких крупнейших авиакомпаний России, в том числе и не входивших в AirUnion. Для бывших частных акционеров AirUnion особенно обидным должен был показаться перелом тенденции на рынке авиационного керосина. Именно дороговизна топлива стала непосредственной причиной краха альянса в августе. Вскоре после этого, топлива, которое неизменно дорожало в течение предыдущих полутора лет, начало дешеветь вслед за падением цен на сырую нефть на мировом рынке.

Авиаальянс AirUnion создавали, начиная с 2005, предприниматели Борис и Александр Абрамовичи, на базе пяти перевозчиков -- «Красноярские авиалинии» («КрасЭйр»), «Домодедовских авиалиний», «Самары», «Омскавиа» и «Сибавиатранса». В первых двух государству принадлежали контрольные пакеты акций. Эти пакеты, а также другие государственные активы в компаниях альянса, президент России Дмитрий Медведев своим указом в мае передал госкорпорации «Ростехнологии».

Неприятности альянса начались 11 августа с самой крупной компании, входившей в его состав -- «КрасЭйр». В тот день четыре самолета этой компании не смогли вылететь из Красноярска, так как топливно-заправочный комплекс аэропорта отказался предоставить для них керосин, требуя сначала погасить долги, накопленные компанией. В течение месяца эта ситуация несколько раз повторилась в других аэропортах (в частности, в московском Домодедово) и с другими авиакомпаниями-членами альянса. Вскоре выяснилось, что их общий долг поставщикам топлива достигает 800 млн долл. В сентябре-октябре «Росавиация» отозвала у них свидетельства эксплуатанта.

Между тем, аппетиты «Ростехнологий» в области гражданской авиации не ограничивались компаниями AirUnion. Еще в феврале глава госкорпорации Сергей Чемезов обратился к тогдашнему президенту страны Владимиру Путину с просьбой передать «Ростехнологиям» государственные пакеты акций AirUnion и «других авиакомпаний» (не уточняя, каких именно). Неофициально сообщалось, что речь идет о тройке крупнейших авиперевозчиков страны -- "Аэрофлоте" (государству принадлежит 51% акций), "Сибири" (25,5%), ГТК "Россия" (100%).

Августовский крах AirUnion послужил катализатором этому проекту. Первые две авиакомпании «Ростехнологиям», правда, не достались. Однако, для спасения AirUnion президент распорядился также передать госкорпорации акции ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургских авиалинии", "Саратовских авиалинии" и "Владивостокавиа". В объединение, которое создается сейчас на базе всех этих компаний, должна войти контролируемая правительством Москвы компания «Атлант-Союз». По совокупному объему перевозок оно обещает на треть превзойти крупнейшего до сих пор авиаперевозчика России -- «Аэрофлот».

А авиатопливо, цена на которое в России неизменно росла в течение 2007 и первой половины 2008 года, (и весной она даже превысила среднемировую) с тех пор стало дешеветь. Сегодня поставщики отпускат его примерно на 30% дешевле, чем в августе, когда лопнул AirUnion.

Михаил КУКУШКИН