Время новостей
     N°66, 15 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.04.2002
Разворот на 180 градусов
Металлурги начинают борьбу за внутренний рынок
Ограничение доступа российской стали на рынки ряда стран вынуждает отечественных металлургов пристальнее изучать потенциал потребителей из России и стран ближнего зарубежья. Именно благодаря поставкам на внутренний рынок металлургические предприятия страны могут сгладить для себя последствия мирового кризиса перепроизводства стали. Однако для этого им необходимо существенно сократить объемы производства. Пока же этого не наблюдается, что дает основание аналитикам прочить снижение цен на металлопродукцию на российском рынке.

В конце прошлой недели два крупнейших производителя стали -- Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) и «Северсталь» -- сделали заявления относительно развития сотрудничества с потребителями из России и стран СНГ. Заместитель гендиректора ММК по финансам Игорь Виер сообщил о намерении предприятия уделять серьезное внимание не только проблеме сбыта своей продукции на внутреннем рынке, но и получению платы за нее. По состоянию на 1 марта, задолженность российских потребителей перед ММК по поставкам металлопродукции достигла 2,5 млрд руб. Как передает AK&M слова г-на Виера, при процентном соотношении импорта и внутренних поставок металлопродукции 50 на 50 сумма дебиторской задолженности ММК на внутреннем рынке "скоро достигнет предельной величины". При этом, как подчеркнул г-н Виер, ММК в течение уже двух лет не увеличивал цены на свою металлопродукцию на внутреннем рынке "ни на копейку".

«Северсталь» распространила пресс-релиз о визите своей делегации во главе с директором по сбыту Дмитрием Горошковым в Белоруссию для переговоров с представителями предприятий "Атлант" (производит одноименные холодильники) и "Брестгазаппарат" (газовые плиты «Гефест»). Цель поездки, как гласит пресс-релиз, добиться увеличения сроков контрактов по покупке белорусскими заводами металлопроката «Северстали» с одного месяца до квартала и полугода. При этом оба предприятия называются «стратегически важными клиентами» «Северстали», несмотря на то, что в сумме они потребляют чуть более 0,5% производимого череповецким комбинатом металлопроката.

Правда, на самой «Северстали» говорят, что ничего необычного не происходит. По словам руководителя пресс-службы комбината Ольги Ежовой, задача по увеличению доли на внутреннем рынке была поставлена еще несколько лет назад. А в прошлом году «Северсталь» преодолела 50-процентный рубеж по поставкам своей продукции российским потребителям. Поэтому, заключает г-жа Ежова, сейчас всего лишь становятся видны результаты работы, проделанной ранее.

Согласен с тем, что последние два месяца не принесли ничего нового во взаимоотношения металлургов и российских потребителей, и пресс-секретарь Новолипецкого меткомбината (НЛМК) Андрей Сидоров. «Не бывает так, что как только рынки пошли вниз, все тут же меняют свою сбытовую политику, -- говорит он. -- На это нужно время». Правда, из всех трех комбинатов НЛМК имеет самую низкую долю поставок на внутренний рынок -- 25%. Г-н Сидоров объясняет это тем, что его комбинат в отличие от конкурентов производит отгрузку продукции российским потребителям только по предоплате. Кроме того, он указывает, что темпы роста внутреннего рынка не позволяют металлургам отказаться от экспорта. При том, что с 1999 по 2001 год потребление металлопроката выросло на 38%, оно до сих пор не составляет и половины от его общего производства в России.

Тем не менее аналитики уверены в том, что закрытие ряда зарубежных рынков неизбежно приведет к усилению конкуренции внутри России. Василий Николаев из «Тройки Диалог» полагает, что уже в ближайшее время на внутренний рынок начнет поступать сталь, которая не нашла своего сбыта за рубежом. Как следствие -- пойдут вниз цены. Избежать этого, по мнению Вячеслава Смольянинова из «НИКойла», можно только путем существенного сокращения производства. Однако, как подчеркивает он, по итогам первого квартала нынешнего года из предприятий «большой тройки» снизила объемы производства (на 3%) только «Северсталь». Тогда как «Магнитка» и НЛМК показали 12-процентный рост.

Дмитрий СИМАКОВ