Время новостей
     N°242, 29 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.12.2008
Пузырь Гринспена
Финансовый мир провожает 2008 год с надеждой, чтобы его результаты никогда не повторились. В каком-то смысле это невозможно. Ведь в уходящем году не просто обрушились рынки -- исчез целый институт глобальных инвестиционных банков, навсегда (или во всяком случае надолго) изменилось представление о допустимом финансовом риске, повержены авторитеты, которым десятилетиями молились финансисты всего мира.

«Если вам кажется, что я выразился ясно, значит, вы меня неправильно поняли», -- сказал когда-то Алан Гринспен, более 18 лет руководивший Федеральной резервной системой США. Именно его финансово-экономическое сообщество считает сегодня виновным в создании предпосылок для кризиса, именно его политику дешевого кредита, стимулировавшего рост американской экономики, -- политикой, создавшей превратные представления о финансовых рисках.

Гринспена вынудили высказаться, на этот раз вполне определенно, без намеков и полутонов. В октябре «бывший гуру» выступал в конгрессе США перед комиссией, расследующей причины кризиса, и признался, что происходящие события перевернули его понимание о том, как вообще функционирует рынок.

Признания Алана Гринспена, впрочем, не сняли ни одной проблемы. Более того, многие аналитики опасаются, что потери 2008 года были лишь разминкой перед настоящим кризисом. За уходящий год в США обанкротилось 25 банков (всего в США функционирует примерно 8500 банков). По итогам первого полугодия 2008-го Федеральная корпорация страхования депозитов США (FDIC) внесла в список «проблемных» 117 американских банков.

По данным Bloomberg, потери мировых финансовых компаний на сегодня составили около 1 трлн долл., причем на американские компании приходится около 700 млрд, а на европейские -- более 300 млрд долларов.

Крупнейшее банкротство в историю американских кредитных организаций вписал Washington Mutual Inc. (WaMu), один из значительных ипотечных банков США, основанный почти 120 лет назад. WaMu имел около 307 млрд долл. активов. В третьем квартале уходящего года его убытки составили примерно 4,5 млрд долл. К сентябрю он потерял более 95% своей стоимости, обанкротился и был взят под контроль FDIC. Причиной краха банка стали пресловутые ипотечные кредиты subprime, которых в его портфеле было на сумму около 180 млрд долл. Таким образом, был побит рекорд 1984 года -- тогда крах потерпел банк Continental Illinois, обладавший активами в 40 млрд долларов.

Ранее, в середине июля 2008 года, обанкротился IndyMac, банкротство которого с активами 32 млрд долл. стало третьим по размеру в истории США. После этого банкротства стали случаться чаще. Некоторым кредитным организациям удалось избежать краха только благодаря поглощению. Убытки пятого по величине банка США Wachovia в третьем квартале составили почти 24 млрд долл., а за год компания потеряла около 35 млрд долл. В сентябре она была куплена финансовой компанией Wells Fargo за 15 млрд долларов.

Однако ресурсы финансовых компаний для поглощения своих конкурентов не так уж велики, ведь кризис затронул всех. И потому за дело взялось государство. В начале сентября было принято решение о фактической национализации двух ипотечных гигантов США -- Fannie Mae и Freddie Mac. Вместе они гарантируют почти половину обязательств на ипотечном рынке США. По итогам третьего квартале Fannie потеряла рекордные 29 млрд долл. За текущий год чистые убытки компании превысили 35 млрд долл. Потери Freddie Mac достигли в третьем квартале 26,3 млрд долл. (за аналогичный прошлогодний период -- 642 млн долл.), а за год -- около 30 млрд долларов.

Сразу после этого была национализирована крупнейшая страховая компания AIG. Из-за инвестиций в ипотеку ее убытки за три квартала превысили 18 млрд долл. Ей был предоставлен кредит на 85 млрд долл. в обмен на передачу государству 79,9% акций компании. В октябре правительство Великобритании национализировало ипотечный региональный банк Northern Rock, который оказался на грани банкротства еще в конце 2007 года. Правительство взяло на себя долги Northern Rock, а сам он стал «общественным достоянием».

Однако больше других компаний пострадали инвестиционные банки -- тем из них, кто выжил, пришлось переродиться. В марте прекратил существование инвестбанк Bear Stearns, который первым испытал на себе удар ипотечного кризиса -- два хедж-фонда компании обанкротились еще летом прошлого года. Bear Stearns, существовавший на американском рынке 85 лет, был продан JP Morgan Chase за 236 млн долл. В середине сентября наступил переломный момент в жизни Уолл-стрит и мировой финансовой системы. Инвестбанк Lehman Brothers, основанный в 1850 году, объявил себя банкротом, а Merrill Lynch договорился о продаже с Bank of America. За третий квартал Lehman потерял 3,9 млрд долл., менее чем за неделю его бумаги упали в цене более чем на 75%, а капитализация рухнула с 11,2 до 2,5 млрд долл. Финансовые власти США не стали спасать Lehman, но посодействовали более надежной сделке с Merrill Lynch. Убытки Merrill составили за год около 12 млрд долл. Bank of America приобрел инвестбанк за 50 млрд долл. в форме обмена акциями, заплатив сумму, на 70% превышающую рыночную стоимость Merrill.

Два последних оставшихся инвестбанка -- Goldman Sachs и Morgan Stanley -- не обанкротились и не были поглощены, однако вынуждены были превратиться в обычные кредитные организации. Новый статус позволил компаниям иметь доступ к экстренным кредитам ФРС на постоянной основе. Однако теперь Goldman и Morgan подпадают под более жесткое банковское законодательство, и ФРС будет осуществлять прямой контроль за их работой. Убытки Goldman Sachs в четвертом квартале составили 2,12 млрд долл. За год банк потерял более 4 млрд долл. Убытки Morgan Stanley по итогам последнего квартала года равны 2,2 млрд долл., хотя за год банк потерял не более 250 млн долларов.

На экстренном саммите глав государств «большой двадцатки», который прошел 15 ноября в Вашингтоне, лидеры ведущих развитых и развивающихся экономик мира приняли пространный план действий по переустройству глобальных финансов. Однако как будет выглядеть мировая финансовая система хотя бы через год, сегодня предугадать невозможно.

Страницу подготовили Наталья РОМАНОВА, Ирина ЦЫРУЛЕВА, Николай КОЧЕЛЯГИН, Михаил КУКУШКИН, Андрей ДЕНИСОВ

//  читайте тему  //  Мировой финансовый кризис