Время новостей
     N°241, 26 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.12.2008
"В этой "Волге" только корпус от "Волги"
Нижегородские чиновники вынуждены демонстрировать автомобильный патриотизм
Нижегородские власти приняли решение не на словах, а на деле поддержать отечественного производителя. На днях администрация Нижнего Новгорода в рамках муниципальных заказов закупила 27 автомобилей Volga Siber. Областное правительство, видимо, тоже не останется в долгу -- в настоящее время автомобили Volga Siber проходят тестирование.

Поговаривают, что решение поддержать ГАЗ региональные власти приняли непосредственно после соответствующего указания из Москвы. От кого могло поступить такое указание, достоверно неизвестно. С другой стороны, церемония запуска в массовое производство упомянутых моделей минувшим летом состоялось при непосредственном участии премьер-министра Владимира Путина.

Как сообщил глава Нижнего Новгорода Вадим Булавинов, в связи с обновлением автопарка мэрия первоначально планировала закупить 16 новых иностранных автомобилей. Однако случился кризис, и ГАЗ предложил за те же деньги приобрести 27 автомобилей Volga Siber. Другими словами, представители ГАЗа сделали заманчивое предложение, от которого, судя по всему, нельзя было отказаться.

Никто и не отказывался. И объяснение происходящему нашлось достаточно убедительное. «Я удовлетворен, что ГАЗ стал победителем в конкурсе, поскольку автомобиль действительно качественный, -- сообщил градоначальник. -- Кроме того, сервис и обслуживание машин будут обходиться нам дешевле, чем если бы приобрели иномарки. Учитывая, что мы купили автомобили у Горьковского автомобильного завода, часть потраченных средств вернется в бюджет города в виде налогов».

Правительство Нижегородской области, в свою очередь, взяло несколько вышеупомянутых автомобилей на тестовые испытания. Хотя уже сейчас понятно, чем закончатся эти испытания. «Мы должны способствовать увеличению спроса на товары отечественного производства, -- пояснил свою позицию губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. -- Мы должны развивать внутренний рынок. Если мы не сделаем этого сейчас, то мы снова отстанем, а, возможно, кто-то и деградирует».

В начале недели Валерий Шанцев провел на Горьковском автозаводе заседание координационного совета по регулированию негативных процессов в экономике области. По словам главы региона, наибольший спад в производстве региона наблюдается в автомобилестроении и металлургии. По прогнозам, к концу текущего года объем продукции, выпускаемой в отрасли машиностроения, будет составлять 95% от уровня 2007 года. Если в сентябре месячный доход ОАО «Группа ГАЗ» составлял 16--17 млрд руб., то в ноябре -- лишь 6 млрд.

Основная проблема завода заключается в том, что спрос на автомобили резко упал. «Падение спроса связано с ограниченной выдачей кредитов населению, но исследования показывают, что 60% населения покупали автомобили за наличный расчет, -- заявил губернатор. -- Поэтому мы создали рабочую группу для того, чтобы изучить ситуацию и понять, что же является причиной падения спроса на автомобили «Группы ГАЗ». Мы должны дойти до самого мелкого потребителя и понять, почему он перестал покупать автомобили. Ведь от того, сколько будет куплено автомобилей, зависит работа не только ОАО «Группа ГАЗ», но и поставщиков».

Например, сегодня один работающий на ГАЗе дает работу семи-восьми смежникам. Большинство из смежников автозавода расположено в той же Нижегородской области. Поэтому затоваривание на газовских складах грозит спровоцировать в регионе массовую безработицу.

Возможно, поэтому рекламировать продукцию ГАЗа приехал депутат Госдумы единоросс политолог Сергей Марков. Конкретная цель народного избранника -- купить автомобиль Volga Siber. «Я считаю, что те, кто ездит на автомобилях в десять раз дороже Volga Siber, не будут покупать эту машину, но те, у кого автомобили по цене сравнимы с новой "Волгой", думаю, все же согласятся поменять их на отечественный автомобиль», -- оптимистично заявил г-н Марков. Депутат полагает, что недавно прошедшие в Приморье демонстрации протеста против поднятия ввозных пошлин на иномарки вызваны тем, что оптовые компании, перевозящие иностранные автомобили, теряют свой бизнес. «Это их основное занятие, но там страдают 100 тыс. человек, а в российском автопроме работают 2,5 млн человек. Чьи же интересы государство должно учитывать в первую очередь? Конечно же тех, кого больше», -- заявил г-н Марков.

Депутат Госдумы, ранее не замеченный как аналитик автомобильного рынка, утверждает, что 80% ввозимых из-за границы автомобилей поступают в Россию с нарушением законодательства.

У Валерия Шанцева свои рецепты выхода из кризиса. По его мнению, в сложившихся условиях наиболее целесообразно выглядит не сокращение количества рабочих дней и соответственно производства, как это делают на том же ГАЗе, а, наоборот, наращивание производственных темпов, что позволит справиться с экономическими трудностями. Вот только нужно разобраться, почему же россияне не хотят покупать продукцию российского автопрома и согласятся ли чиновники страны пересесть на отечественные автомобили, чтобы спасти экономику страны.

Кстати, мэр Нижнего Вадим Булавинов и до кризиса формально ездил на отечественном авто. Однако это была довольно специфическая российская машина. «В этой "Волге" только корпус от "Волги", -- честно рассказывал журналистам Вадим Евгеньевич. -- Там стоит тойотовский двигатель и все прочие прибамбасы».

Вячеслав АНТОНОВ, Нижний Новгород
//  читайте тему  //  Автопром