Время новостей
     N°239, 24 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.12.2008
Дорога к кладбищу
В Петербурге впервые за 11 лет открыли новые станции метро
Власти Петербурга так и не выполнили обещание, данное жителям города. Они не смогли открыть новый Фрунзенский радиус метрополитена, который в свою очередь должен был кардинально изменить схему движения поездов. Пока составы пустили по аппендиксу, перегону из двух новых станций -- "Звенигородской" и "Волковской", отросшим от старой станции метро "Пушкинская". Но это тоже событие для северной столицы.

На самом деле все должно было быть иначе. Весь год губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и ее команда говорили горожанам, что в декабре будет новая ветка из трех станций для жителей неосвоенного подземной железной дорогой района Купчино. И смогут они, сев на «Волковской», доехать "колбаской до самой "Спасской". Следующей после "Звенигородской". А оттуда или перейти на узловые "Садовую" или "Сенную", или поехать дальше к "Комендантскому проспекту". Но не вышло.

Для перехода со "Спасской" поставили эскалаторы новой конструкции -- с механизмом внизу для экономии ширины. Но просчитались с установкой и ходовыми испытаниями -- впервые столкнулись с такой системой. Так что станцию "Спасская" обещали открыть чуть позже, в январе будущего года.

Но открытие двух других станций произошло точно в срок. Метро, правда, получилось странное. Два поезда идут по двум линиям между "Звенигородской" и "Волковской" туда-сюда. Тем не менее две новые красивые станции привлекли народ. И спецслужбы даже закрыли глаза на все правила безопасности на таком стратегическом объекте, как метро. Без фотоаппаратов или мобильников, на которые можно снимать, пассажиров просто не было.

"Звенигородскую", названную по имени улицы, которая проходит над ней, украшает смальтовая мозаика (по проекту художника Александра Быстрова) "Семеновский полк" -- царь Петр I в окружении чудо-богатырей. Дело в том, что именно в этих местах, только на 70 метров выше и на 300 лет раньше, располагались казармы лейб-гвардии Семеновского полка. Этому и посвящен декор, придуманный архитектором Николаем Ромашкиным-Тимановым. Интересно, что само пространство вестибюля отвоевывалось у недр земли вручную (ведь рыли его еще в 1986 году), буквально отбойными молотками и заступами. Диаметр вестибюля -- 9,8 метра, и в Петербурге это первая по величине станция такого типа.

"Волковская" названа так не из-за знаменитого кладбища, которое находится рядом с входом в метро. А потому, что еще до кладбища в этом месте стояла деревня Волково. Неизвестно, обитали ли в этой местности волки, но именно они использовались как лейтмотив в оформлении, созданном теми же художником и архитектором. Правда, выглядит станция несколько аляповато. Классические мозаичные панно гранитного оттенка обрамляют розовые стены и салатные потолки.

Но впервые за многие годы в Петербурге были открыты две новые станции метро, которые впоследствии станут началом новой ветки. Народу они понравились. Правда, не обошлось и без замечаний. Люди жаловались корреспонденту "Времени новостей", что на станциях явно не хватает скамеек. Пенсионерам, понятно, хочется посидеть в ожидании поезда, а петербургская молодежь в последнее время предпочитает встречаться и тусоваться в метро.

Так что новые станции не пустовали. Уже в понедельник можно было увидеть первые последствия набега пассажиров -- в переходах валялись мятые пустые банки, бумажки. Линия безопасности на перроне, согласно идее метрополитеновцев прочерченная ярко-желтой краской, чтобы била в глаза, частично уже была затерта ботинками и сапогами. Облицовка вроде не пострадала, но она антивандальная, и, как говорят специалисты, с нее все смывается и отклеивается.

Последняя ветка петербургского метрополитена открылась в 1997 году. Потом был долгий простой. Когда у города появились деньги на метро, их съела ликвидация "размыва", образовавшегося между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества". Эти работы закончились в 2004 году. Тогда помогли деньгами федеральные власти. Но с тех пор подземка северной столицы не получила от них ни копейки. Поэтому станции, следующие за "Волковской", будут открываться постепенно -- в 2010, 2012, 2013 годах. Пока же поезда везут народ к кладбищу. Остальные районы города, не имеющие метро, по планам городских властей должны получить его к 2025 году. Но кризис уже заставил правительство Петербурга изъять из бюджета строительства подземки миллиард рублей.

Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург