Время новостей
     N°237, 22 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.12.2008
Три месяца для GM и Сhrysler
Администрация Буша дала автоконцернам экстренный кредит
Крупнейшим американским автоконцернам -- General Motors Corp. и Chrysler LLC -- все-таки удалось получить кредиты правительства на общую сумму 17,4 млрд долл. После того как пакет помощи автопроизводителям был заблокирован в сенате США, Белый Дом решил воспользоваться ранее предоставленным ему законодателями правом по распределению средств в рамках 700-миллиардной программы выкупа проблемных активов (Troubled Asset Relief Program). Уже в декабре--январе из этих средств автокомпаниям будет выделено 13,4 млрд долл., а остальные 4 млрд долл. -- в феврале. По словам президента США Джорджа Буша, «нынешние условия не являются ординарными, и было бы безответственно допустить банкротство автопроизводителей в условиях финансового кризиса и рецессии».

«Американцы хотят, чтобы автокомпании преуспевали, и я не исключение», -- приводит агентство Reuters слова Буша, выступившего в пятницу со специальным заявлением. Полученные средства, сказал он, «дадут автопроизводителям три месяца для того, чтобы выработать планы по реструктуризации с целью превратиться в жизнеспособные компании». «Если какая-либо компания не предоставит жизнеспособный план к 31 марта, она будет обязана вернуть федеральный кредит», -- подчеркнул Буш.

Попытка спасти американский автопром обрадовала инвесторов -- котировки акций GM после объявления о предоставлении кредитов выросли на 15%, Chrysler -- на 13%.

Получение кредитов накладывает на автоконцерны ряд обязательств: предоставление правительству США варрантов на приобретение акций, не имеющих права голоса, принять ограничения на выплаты топ-менеджерам, предоставить правительству доступ к финансовым документам компании, а также не выплачивать дивиденды на акции до тех пор, пока кредиты не будут погашены. Правительство получает право блокировать любые сделки компаний, объем которых превышает 100 млн долл., а также ввести дополнительные требования, касающиеся отношений с профсоюзами.

Как известно, из трех гигантов американской автомобилестроительной отрасли -- Ford, GM и Chrysler -- в наиболее тяжелом положении пребывают два последних. Без помощи государства они стали бы банкротами. Сами представители GM и Chrysler признавали, что без срочной помощи уже к концу года они останутся без денег, необходимых для погашения задолженностей перед поставщиками и социальных выплат. От госпомощи отказался только Ford, заявив, что не испытывает проблем с ликвидностью. Сообщалось, что GM до конца года необходимо 11 млрд долл., а Chrysler -- 4 млрд долл. Для получения таких денег руководство этих компаний фактически согласилось на любые меры -- отказаться от личных самолетов, от своих зарплат, выразило готовность заняться глубокой реструктуризацией бизнеса и даже перейти под единое управление «автомобильного царя» -- чиновника, который бы встал у руля всей «большой тройки» на время кризиса и контролировал бы не только использование кредитов, но и деятельность автоконцернов. Впрочем, соответствующий законопроект о выделении финансовой помощи в размере 14 млрд долл. после его утверждения в палате представителей конгресса не прошел голосование в сенате. Но, потерпев поражение в парламенте, администрация президента США заявила, что готова рассмотреть любые меры по спасению стратегической отрасли.

Правительственные кредиты дают GM и Chrysler отсрочку, которая позволит им начать реструктуризацию своих операций. Как автогиганты распорядятся деньгами и помогут ли они им справиться с финансовым кризисом, у экспертов сегодня разные мнения. Некоторые из аналитиков считают, что кредиты просто отсрочат неизбежное банкротство компаний. Однако министр финансов США Генри Полсон замечает, что предоставление автокредитов предотвратит «значительный спад» американской экономики. Американским производителям, по его словам, только нужно всерьез задуматься над планом «значительной реструктуризации», чтобы обеспечить себе длительную жизнеспособность.

Министр финансов США Генри Полсон обратился к американскому конгрессу с просьбой дать разрешение на использование второго транша программы Troubled Asset Relief Program (TARP), общий объем которой составляет 700 млрд долл., сообщает ИНТЕРФАКС-АФИ со ссылкой на Bloomberg. Первый транш в размере 350 млрд был израсходован менее чем за три месяца. Конгрессу "необходимо будет разрешить использование остальных средств TARP, чтобы поддержать стабильность финансовых рынков", говорится в заявлении г-на Полсона. "Я буду обсуждать этот процесс с представителями конгресса и командой Барака Обамы в ближайшем будущем", -- отметил министр.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром